«…Захудалый городок, но правда хлебный, но мертвый как болото. Сонно было и жутко»- так характеризовали Челябинск современники в начале 19 века. И вот в марте 1786 года в это болото медицинская комиссия Сената отправляет под руководством лекаря С.С. Андриевского экспедицию для изучения и борьбы с неизвестной болезнью. Эта болезнь уносила сотни жизней, вымирали целые деревни вместе со скотом. В состав экспедиции входил С.С.Андриевский, В.Г.Жуковский и Вальтер, им всем было чуть больше 20- ти лет. И вот из блестящего Петербурга они едут в тьму таракань просто по зову сердца и врачебного долга. Поле годичных мытарств( если Челябинск был таким захудалым, представляете что творилось в окрестных деревнях, да ещё охваченных эпидемией), Андриевский решается на эксперимент. Он прививает себе вирус то неизвестной болезни( впоследствии её назовут сибирской язвой) для того, чтобы доказать, что это очень заразная болезнь и попытаться найти средство для её лечения. Он делает прививку в присутствии главы города, судьи и Жуковского. Все что с ним происходит, он записывает в «скорбный листок» , а когда он почувствовал ухудшение и » помешание мыслей», записи за него делает Жуковский. Он же ищет средство от болезни и Андриевский выздоравливает. По возвращении в С-Петербург, он пишет работу, основанную на наблюдениях и собственных ощущениях. Она была высоко оценена и за свой труд все были награждены орденами Святого Владимира. Перед всеми тремя открылась широкая дорога для научной деятельности ( своим трудом они опередили своих коллег за рубежом на 100 лет), но Василий Григорьевич Жуковский решил свою судьбу по другому. Видя в каком беспросветном невежестве( в медицинском отношении) живет Челябинск, он подает рапорт о желании остаться в городе. Рапорт был, конечно, удовлетворен- на роль единственного доктора в глухой провинции конкурентов не нашлось. Первым делом приехав в Челябинск Василий Григорьевич построил себе дом.
Здесь он жил, работал, принимал больных, проводил медицинские эксперименты. Дом на улиц Сибирской( ныне Труда) он построил в 1800 году на пустом месте возле реки Миасс. Это был небольшой деревянный дом. В 1822 году к дому был пристроен мезонин с3-мя комнатами. Пристройки к дому делались и в последующие годы. Лежачих больных Жуковский посещал на дому. Больниц в городе не было. Жуковский начинает хлопотать строительстве медпункта. Дело шло медленно, и когда купец II гильдии Ахматов пожертвовал на медицинский изолятор 800 рублей, все были в восторге. Но Жуковский остался недоволен, ведь мед.изолятор не был ничем оснащен, ни белья, ни еды( кормили лежащих там тем, что приносили из дома). И вот в 1823 году организуют первую городскую больницу, в начале в помещении изолятора, а позже ( через 10 лет) будет построено отдельное здание . Оно находилось напротив Табачной фабрики и филармонии, там где сейчас памятник Прокофьеву. А уже через 45 лет она переедет на Уфимский тракт ( ныне Воровского).
Сейчас там больничный комплекс- 1-я городская больница. Но то старое здание ещё долго служило городу, я его ещё хорошо помню. Василия Григорьевича Жуковского очень уважали в городе, называли «батюшка». Уважали его не только за его врачебную деятельность, но и за веселый нрав, общительность и образованность. Современники писали «… дом Василия Григорьевича был самым гостеприимным в городе. Никто из знаменитых людей того времени не проезжал через Челябу, не побывавши у Василия Григорьевича и не засвидетельствовав ему своего почтения. » И поэтому, когда в июне 1837 года цесаревич Александр II, старший сын императора Николая I совершал путешествие по Российской империи, в сопровождении своего наставника поэта В.А.Жуковского, проезжая через город , они остановились в доме тезки великого поэта.( правда есть источники , в которых говорится, что город цесаревичу не понравился и они проехали мимо). Но в книге «Романовы на Урале», написано, что все-таки остановка была и останавливались в доме и напечатано фотография именно дома В.Г. Жуковского. Книга издана в С- Петербурге, на основании архивных данных северной столицы. Справедливости ради над сказать, это единственное издание, где сказано, что цесаревич с Жуковским останавливались в городе. А город и вправду не понравился. Жуковский пишет:» Челябинск бедный городишко. За Челябинском чувствуются горы…В 15 верстах от Челябинска подстава. Киргизские кибитки. Башкирские копи и кумыс». Та же петрушка с Александром I, который был на Урале раньше в 1824 году. В справочнике » Весь Челябинск и его окрестности»(1909) есть упоминание, что Александр I , был в Челябинске, упоминает об этом и Василий Андреев в своем труде «Краткое обозрение достопамятных событий Оренбургского края»(1832). Но если тот или другой из высочайших особ , а может оба, были в городе, миновать дом В.Г.Жуковского они никак не могли.
После смерти Василия Григорьевича в 1840 году дом перешел сыновьям «живущим в отлучке». Оба сына уехали в столицу и сделали там блестящую карьеру. ,В период с 1873-80 годы дом принадлежал купцу, меценату В.К.Покровскому. Он его облицевал кирпичом и удлинил, превратив его в доходный дом. Какое-то время тут была почта. В 1906 году дом выкупила одна из крупнейших европейских фирм торгующей хлебом «Мюллер и КО». В 1918 году советская власть изгнала компанию и дом оказался никому не нужен и быть бы ему снесенным, но спасла мраморная мемориальная плита, извещающая, что в этом здании размещался революционный штаб по охране города.
В определении исторической ценности здания для советской власти это событие стало определяющим. Встал вопрос о реставрации, дом сильно обветшал. И лишь в 1990 году он получил второе рождение. Он был не то, чтобы отреставрирован, а скорее построен заново, но с сохранением исторического облика. Сейчас он стоит в самом центре города, в свое прежнем облике, напоминая нам о его первом хозяине, сделавшем столько для города , и о течении времени, превратившего Челябинск из захолустного городишки в промышленный мегаполис.

Loading