В Тобольске на углу улиц Октябрьской и Войнова стоит заросший разнотравьем фундамент старинного дома. Он, пожалуй, единственное, что осталось в городе напоминающее, что здесь отбывали ссылку 17 семей декабристов. Нет даже музея, посвященного им ( хотя по последним данным такой музей планируется открыть). Справедливости ради надо сказать, что во дворце наместника есть пару комнат, посвященных декабристам.
Старый фундамент-это часть дома, в котором жила семья декабриста Фонвизина ( Октябрьская 6). Фонвизины приехали в Тобольск в ночь на 6-е июня 1838 года. Как на грех хлестала непогода, и город утопал в грязи. Сырой и темный дом, в котором они поселились произвел на супругу Фонвизина ужасающее впечатление » Первый год в Тобольске показался, как ночь»- вспоминала Наталья Дмитриевна позже. Но постепенно жизнь налаживалась. В Тобольске Фонвизины провели 15 лет.
Михаил Александрович Фонвизин
был из древнего рыцарского рода, который обосновался в России еще при Иване Грозном. Так, что род был и старинный, и знаменитый. Дядя Михаила Александровича, Денис Иванович, был известным писателем. «Недоросля», помните? Мне особенно нравится про географию, и правда, зачем её изучать, когда извозчики есть. Очень актуально при нынешнем ЕГЭ.
С первого взгляда в ссылку Фонвизин попал не за что, по современному, за недоносительство. В восстании он участие не принимал, экстремистские взгляды не одобрял. И хотя принимал участие в печально известном собрании, на котором обсуждался вопрос устранения царской семьи, был категорически против. Его идеалом было течение утопического социализма, предшественника марксизма. Что же это такое утопический социализм в понимании Фонвизина? Он был против крепостного права, и справедливым считал устройство крестьянских общин, т.е. дворяне должны были добровольно распустить своих крепостных, наделив их при этом небольшим участком земли. Набрался он этих идей, конечно в заграничных походах, в которых участвовал с 1805 года, т.е. с самого начала военной компании против Франции. Во время военных действий Отечественной войны он вместе с Сергеем Волконским был одним из руководителей армейских партизан, действующих под Москвой. Он участвовал во всех крупных сражениях, и получил еще будучи поручиком все ордена, положенные ему по званию. Примерно тогда же во время войны Фонвизин вступил в масонскую ложу. А с 1816 года стад по приглашению И.Д. Якушкина членом «Союза спасения». А для «Северного общества» написал устав и программу. В своих воззрениях он до конца жизни оставался либиралом, чуждым всякому насилию.
В 1822 году Михаил Александрович женился на своей дальней родственнице Наталье Дмитриевне Апухтиной.
Разница в возрасте у молодых была значительной, но это не было редкостью в те годы. Не скажу, по любовной ли страсти женился Фонвизин, а вот Наталья Дмитриевна замуж пошла далеко не по любви. Любовный роман у девушки случился ранее с неким Рунсброком, который усиленно ухаживал, пока не узнал о разорении Апухтиных. Отец Натальи Дмитриевны набрал долгов и был задержан в Москве. Главным же кредитором выступала мать Фонвизина. Так, что у девушки особенно-то и выбора не было- надо было спасать отца. Никто в семье Апухтиных тогда не знал, что Михаил Александрович состоит в тайных обществах. Впрочем, ко времени, свадьбы Фонвизин отошел от своих «тайных дел»… и вернулся к ним в 1825 году.
Арестовали его 3 января и приговорили к 12 годам ссылки, позже заменили на 8. У Фонвизиных к моменту ареста родилось уже 2-е сыновей, одному было 2 года, а второй совсем младенец, родился , когда отец уже сидел в крепости. Надо отметить, что Наталья Дмитриевна была дамой экзальтированной, к тому же очень религиозной. С самого детства она мечтала о подвиге, и так, чтобы с самопожертвованием. Она и замужество свое восприняла в этом ключе. А тут такое… не рвануть за мужем в Сибирь она просто не могла. оставив 2-х малолетних детей матери, как она сама вспоминала, со слезами на глазах, уехала за мужем, мол, ему она была нужнее. У сыновей, в результате её «подвига» жизнь не сложилась. Бабушка так и не смогла стать для них авторитетом. Учились они из рук вон плохо, любили покутить, в высшее учебное заведение так и не поступили. Как результат, ранняя смерть, один сын умер в 1850, второй 1851 г. Получается, что отец и мать так никогда и не увидели своих сыновей в лицо, не услышали их голоса?!? Ради чего, ради какой такой высокой идеи? Я, лично, не понимаю такой подвиг, разрушивший судьбы своих собственных детей. В Сибири у Фонвизиных родилось 2-е детей, но они умерли во младенчестве. Они воспитали троих приемных девочек, выучили, выдали замуж.
В 1850-м году в Тобольск прибыла группа «петрашевцев». Сам Буташкевич-Петрашевский и сотоварищи, в том числе и Ф.М. Достоевский.
Этот факт не мог оставить равнодушным декабристское сообщество. Все собрались в доме Фонвизина
Обсуждали, как бы увидеться с кем-нибудь из «петрашевцев», чем-нибудь помочь. В начале затея показалась неисполнимой, но потом выяснилось, что крепостная Фонвизиных, Матрена была в отношениях с одним из смотрителей острога. Через неё под видом раздачи милостыни Наталья Дмитриевна прошла в острог, и сумела встретиться с Буташкевич-Петрашевским. От него она узнала, что их старший сын был в кружке «петрашевцев». Сын пытался продолжить дело отца- так расценили в семье,» и сердца родителей наполнились гордостью»- писала позже Наталья Дмитриевна. После Фонвизиной в острог ( тоже под видом раздачи милостыни) приходили и другие жены декабристов, а перед самой отправкой Достоевского в Омский острог Наталья Дмитриевна Фонвизина сумела передать ему евангелие, которое по словам самого же писателя, сохранило ему в заточении рассудок. Это евангелие Федор Михайлович хранил до конца своих дней.
В 1848 году на Тобольск обрушилась страшная эпидемия холеры. Болезнь косила всех без разбору. Фонвизин вместе с другими декабристами ухаживал за больными, участвовал в противоэпидемических мероприятиях. Вообще, Михаил Александрович в Тобольске много работал, писал статьи по мироустройству общества, как он это понимал, помогал Якушкину в устройстве ланкастерских школ в Ялуторовске и женской гимназии в Тобольске. Жизнь в общем-то текла довольно размеренно, но домой в Москву все-таки очень тянуло. Фонвизин написал прошение, чтобы его отправили на Кавказ, воевать, так сказать кровью искупить и т.д. Но ему было отказано. Только в 1853 году ему было разрешено вернуться домой и жить под надзором в поместье Марьино.
Прожил он там не долго- всего 11 месяцев А что же Наталья Дмитриевна? А она спустя какое-то время вновь вышла замуж за декабриста И.И.Пущина. Но это, как говорится, в известной передаче, » уже другая история».
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, Вы уверены, что на фото (рядом с Михаилом Александровичем Фонвизиным) именно Наталья Дмитриевна Фонвизина? Если да, то кто автор портрета, дата написания? Просто у нас в г.Бронницы Московской области, где она жила в имении Марьино, нет такого портрета!?
Добрый день! Спасибо за ваш вопрос, действительно портрет возможно не Натальи Дмитриевны Фонвизиной. На разных ресурсах данные разные, на многих этот портрет подают как портрет Фонвизиной, но есть и другие данные, н-р, что это портрет Д.Н. Хвостовой кисти Кипренского.