В Тобольске на углу улиц Октябрьской и Войнова стоит заросший разнотравьем фундамент старинного дома. Он, пожалуй, единственное, что осталось в городе напоминающее, что здесь отбывали ссылку 17 семей декабристов. Нет даже музея, посвященного им ( хотя по последним данным такой музей планируется открыть). Справедливости ради надо сказать, что во дворце наместника есть пару комнат, посвященных декабристам.

Старый фундамент-это часть дома, в котором жила семья декабриста Фонвизина ( Октябрьская 6). Фонвизины приехали в Тобольск в ночь на 6-е июня 1838 года. Как на грех хлестала непогода, и город утопал в грязи. Сырой и темный дом, в котором они поселились произвел на супругу Фонвизина ужасающее впечатление » Первый год в Тобольске показался, как ночь»- вспоминала Наталья Дмитриевна позже. Но постепенно жизнь налаживалась. В Тобольске Фонвизины провели 15 лет.

Михаил Александрович Фонвизин

был из древнего рыцарского рода, который обосновался в России еще при Иване Грозном. Так, что род был и старинный, и знаменитый. Дядя Михаила Александровича, Денис Иванович, был известным писателем. «Недоросля», помните? Мне особенно нравится про географию, и правда, зачем её изучать, когда извозчики есть. Очень актуально при нынешнем ЕГЭ.

С первого взгляда в ссылку Фонвизин попал не за что, по современному, за недоносительство. В восстании он участие не принимал, экстремистские взгляды не одобрял. И хотя принимал участие в печально известном собрании, на котором обсуждался вопрос устранения царской семьи, был категорически против. Его идеалом было течение утопического социализма, предшественника марксизма. Что же это такое утопический социализм в понимании Фонвизина? Он был против крепостного права, и справедливым считал устройство крестьянских общин, т.е. дворяне должны были добровольно распустить своих крепостных, наделив  их при этом небольшим участком земли. Набрался он этих идей, конечно  в заграничных походах, в которых участвовал с 1805 года, т.е. с самого начала военной компании против Франции. Во время военных действий Отечественной войны он вместе с Сергеем Волконским был одним из руководителей армейских партизан, действующих под Москвой. Он участвовал во всех крупных сражениях, и получил еще будучи поручиком все ордена, положенные ему по званию. Примерно тогда же во время войны Фонвизин вступил в масонскую ложу. А с 1816 года стад по приглашению И.Д. Якушкина членом «Союза спасения». А для «Северного общества» написал устав и программу. В своих воззрениях он до конца жизни оставался либиралом, чуждым всякому насилию.

В 1822 году Михаил Александрович женился на своей дальней родственнице Наталье Дмитриевне Апухтиной.

 

 Разница в возрасте у молодых была значительной, но это не было редкостью в те годы. Не скажу, по любовной ли страсти женился Фонвизин, а вот Наталья Дмитриевна замуж пошла далеко не по любви. Любовный роман у девушки случился ранее с неким Рунсброком, который усиленно ухаживал, пока не узнал о разорении Апухтиных. Отец Натальи Дмитриевны набрал долгов и был задержан в Москве. Главным же кредитором выступала мать Фонвизина. Так, что у девушки особенно-то и выбора не было- надо было спасать отца. Никто в семье Апухтиных тогда не знал, что Михаил Александрович состоит в тайных обществах. Впрочем, ко времени, свадьбы Фонвизин отошел от своих «тайных дел»… и вернулся к ним в 1825 году.

Арестовали его 3 января и приговорили к 12 годам ссылки, позже заменили на 8. У Фонвизиных к моменту ареста родилось уже 2-е сыновей, одному было 2 года, а второй совсем младенец, родился , когда отец уже сидел в крепости. Надо отметить, что Наталья Дмитриевна была дамой экзальтированной, к тому же очень религиозной. С самого детства она мечтала о подвиге, и так, чтобы с самопожертвованием. Она и замужество свое восприняла в этом ключе. А тут такое… не рвануть за мужем в Сибирь она просто не могла. оставив 2-х малолетних детей матери, как она сама вспоминала, со слезами на глазах, уехала за мужем, мол, ему она была нужнее. У сыновей, в результате её «подвига» жизнь не сложилась. Бабушка так и не смогла стать для них авторитетом. Учились они из рук вон плохо, любили покутить, в высшее учебное заведение так и не поступили. Как результат, ранняя смерть, один сын умер в 1850, второй 1851 г. Получается, что отец и мать так никогда и не увидели своих сыновей в лицо, не услышали их голоса?!? Ради чего, ради какой такой высокой идеи? Я, лично, не понимаю такой подвиг, разрушивший судьбы своих собственных детей. В Сибири у Фонвизиных родилось 2-е детей, но они умерли во младенчестве. Они воспитали троих приемных девочек, выучили, выдали замуж.

В 1850-м году в Тобольск прибыла группа «петрашевцев». Сам Буташкевич-Петрашевский и сотоварищи, в том числе и Ф.М. Достоевский.

Этот факт не мог оставить равнодушным декабристское сообщество. Все собрались в доме Фонвизина

Обсуждали, как бы увидеться с кем-нибудь из «петрашевцев», чем-нибудь помочь. В начале  затея показалась неисполнимой, но потом выяснилось, что крепостная Фонвизиных, Матрена была в отношениях с одним из смотрителей острога. Через неё под видом раздачи милостыни Наталья Дмитриевна прошла в острог, и сумела встретиться с Буташкевич-Петрашевским. От него она узнала, что их старший сын был в кружке «петрашевцев». Сын пытался продолжить дело отца- так расценили в семье,» и сердца родителей наполнились гордостью»- писала позже Наталья Дмитриевна. После Фонвизиной в острог ( тоже под видом раздачи милостыни) приходили и другие жены декабристов, а перед самой отправкой Достоевского в Омский острог Наталья Дмитриевна Фонвизина сумела передать ему евангелие, которое по словам самого же писателя, сохранило ему в заточении рассудок. Это евангелие Федор Михайлович хранил до конца своих дней.

В 1848 году на Тобольск обрушилась страшная эпидемия холеры. Болезнь косила всех без разбору. Фонвизин вместе с другими декабристами ухаживал за больными, участвовал в противоэпидемических мероприятиях. Вообще, Михаил Александрович в Тобольске много работал, писал статьи по мироустройству общества, как он это понимал, помогал Якушкину в устройстве ланкастерских школ в Ялуторовске и женской гимназии в Тобольске. Жизнь в общем-то текла довольно размеренно, но домой в Москву все-таки очень тянуло. Фонвизин написал прошение, чтобы его отправили на Кавказ, воевать, так сказать кровью искупить и т.д. Но ему было отказано. Только в 1853 году ему было разрешено вернуться домой и жить под надзором в поместье Марьино.

 Прожил он там не долго- всего 11 месяцев А что же Наталья Дмитриевна? А она спустя какое-то время вновь вышла замуж за декабриста И.И.Пущина. Но это, как говорится, в известной передаче, » уже другая история».

 

 

Loading