Эта скромная церковь находится в Верхне-Исетском районе, прямо на берегу одноименного пруда.

Построена она была в 1837 году, так что это памятник, которому без малого 200 лет. Район этот у пруда стал активно застраиваться, когда построили В-Исетский завод, но он не входил в состав Екатеринбурга, а был отдельным поселением.
Жили в этом поселении в большинстве своем старообрядцы. А следовательно, была в поселке и часовня. Вот только когда она была построена сведения совсем разные. То ли в 1805 году, то ли в 1816, да и была она деревянной или каменной пишут по-разному. Вот на месте этой часовни в 1837 году была построена церковь Рождества Христова. Построена она была как единоверческая. Но, очень даже возможно, что изначально она задумывалась как старообрядческая ( единоверие все-таки компромисс). Ведь в это время ( 1775-1838) у руководства В-Исетского округа стоял Григорий Федотович Зотов, один из руководителей старообрядческой общины Екатеринбурга. Храм построен по проекту архитекторов Малахова и Гартмана. Церковь выдержана в классическом стиле, увенчана шлемовидным куполом. Звонница завершена шпилем и расположена над входом в церковь. В 1879 году она была отреставрирована.
Ну, а закрыта, как и полагается в 1929 году. Еще в 1922 году из неё вывезли всю утварь и все что представляло хоть какую-то ценность ( изъято 12,7 кг серебра.) Здание было передано музею В-Исетского завода. Но как показало время, стереть «веру» до конца новой власти не удалось. Остался у людей какой-то «несгибаемый стержень». Он и помог возродиться и вере, и храму. Прихожане этой церкви сторонники Белокрицкого поповского согласия, одного из крупнейших в России. В начале 1990 г. Было принято решение вернуть себе здание церкви. И сумели -таки, вернуть, вернее отмолить. Собирались целыми семьями и крыльца здания и молились. Вот так вымолили. Конечно, не только эти «моления» сыграли свою роль, но и огромные усилия, предпринятые старостой общины Зоей Балабердиной. Храм вмещает 250 человек. Я прочитала интервью с отцом Петром Зыряновым. Вы, знаете, мне показалась довольно интересной его трактовка раскола церкви «… Современное православие- это последствия реформы по католическому заказу. Поляки не смогли поработить наше государство. Так они решили хитростью. Царя Алексея Михайловича воспитали в европейской манере. Реформа церкви пошла и произошла бы полностью, если бы не нашлись люди, которые стали отстаивать истину, например боярыня Морозова или епископ Павел Коломенский». Да, конечно, слишком прямолинейно, что ли, но, по сути, не далеко от истины. И еще интересный взгляд на крещенские купания. Павел Зырянов считает, что крещенские купели- это нововведение. В старину массово крестили в реке или озере тех, кто не был приобщен к вере, целыми деревнями крестили. А вот грехи крещенская вода не смывает. И еще, пожалуй, самое главное отличие старообрядческой веры от официальной в том, что там сперва власть, а потом Бог, а у старообрядцев Бог выше власти. Община живет по своим веками завещанным законам, чтят память и дела предков. Так, например, в том месте, где сейчас находится стадион «Динамо», когда-то на полуострове стояла старообрядческая тюрьма под названием «Заречный тын». Так вот община добилась у городских властей согласия поставить там памятный крест.
Вот только руководство стадиона воспротивилось. Что же это за тюрьма такая была в Екатеринбурге? В начале 18 века старообрядцев в Екатеринбурге и его окрестностях было множество. Что бы как-то с ними бороться, в крепости было решено построить тюрьму для особо «упертых» староверов. После строительства плотины и Екатеринбургского казенного завода, образовался мыс. Вот на старом фото его хорошо видно.
Он находился прямо при впадении р. Мельковки в Исеть. Вот там и поставили острог, а было это в 1737 году. Была поставлена деревянная стена-тын, которая с трех сторон была окружена водой, а с четвертой глухим лесом. Тюрьма была разделена на мужскую и женскую. А рядом сразу был выделен участок по кладбище. Содержание узников не отличалось ни заботой, ни гуманностью. Охраняли тын солдаты, которым было дано строжайшее указание, чтобы никто из них, т.е. узников не мог выйти оттуда живым. Самое страшное для узников было не полуголодное существование и не труд с утра до ночи, а то, что у них отобрали книги и иконы. Были ли побеги? Были. Вот до нас дошел такой случай. Один старец попросил у стражников набрать воды из пруда. Стражники разрешили. Но стоило им буквально на несколько минут отвлечься, старец исчез, будто испарился. Его так и не нашли. А, я полагаю, и не искали толком. В 1763 « Заречный тын» стали сносить, но осталось 2 кладбища. И в течении многих десятилетий жители Екатеринбурга ничего там не строили. Кто считал это место святым, кто проклятым.
Вот на этом месте, где был «Заречный тын» современные старообрядцы и решили поставить крест, но не получилось. Но община не сдается. У них уже более грандиозные планы. В 2020 году исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума.
Аввакум Петров или Аввакум Петрович был непримиримым противником церковной реформы, начатой Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Когда-то Аввакум был участником кружка «Ревнителей благочестия» и приятелем Никона. А после реформы взгляды обоих разошлись. В результате Аввакум был сослан в Тобольск, а в последствии казнен.
Нынешняя община старообрядцев хочет поставить ему памятник. Ведь в Тобольск Аввакум шел через Урал. … Этот ноябрьский день, когда мы приехали в Екатеринбург, был и ветреным и хмурым. В-Исетский район не отличается ни широтой улиц, ни особой современностью городских пейзажей ( во всяком случае в том месте, где стоит В-Исетский дворец)
Наверное, в хорошую летнюю погоду все выглядит довольно уютно. Но не в этот день, когда серые тучи повисли над старыми заводскими постройками. И только эта не большая, светлая церковь, спускающаяся своими постройками к пруду, уже скованному в ледовый панцирь, настраивала на оптимистическую волну, давала надежду- скоро все наладится, и не только в природе.

Loading