Сейчас эта церковь самое старое строение в городе Кыштыме, она почти ровесница города. Среди кыштымцев она известна как « старая церковь». И как подумаешь, сколько же она пережила на своем веку, скольких людей видела, всяких, и хороших , и лихих. Этот храм как символ, соединяющий века.
Через год после постройки Верхне-Кыштымский завод сгорел. Тогдашний его владелец, Никита Демидов, решает восстанавливать завод, только уже в камне. И уже к 1759 году была восстановлена плотина и построен кирпичный доменный корпус. Очевидно, уже тогда Демидов решает на территории заводского поселения ставить церковь. Но приступают к её строительству позже, только тогда, когда полностью был восстановлен завод. Правда, деньги на строительство храма начали собирать загодя. Церковь решают заложить на острове, который находится в стороне от поселка. Решение было несколько не стандартным. Обычно храмы ставили в центре поселений, деревень. Остров же находился за пределами заводского поселения. Вот карта
Но с другой стороны на острове находится возвышенность, а церкви обычно ставили на самом высоком месте, чтобы видно её было издалека, да и колокольни обычно служили обзорной башней. Впрочем, по этому поводу существуют две легенды. И неудивительно, где возникает фамилия Демидовых, без легенд никак не обойтись. Первая легенда гласит, что Никита Никитич, спустившись с горы Егоза
Где , видимо наслаждался видами вокруг Кыштыма, решил подкрепиться на острове перед поселением. Осмотревшись он сказал : « пусть народ ведает, где Никита обедает. Построить храм тут.» Вторая же гласит, что Демидов вместе с семьей гулял на острове. В это время началась буря. Молнии разрывали небо, гром грохотал так, что казалось, что рушатся горы, деревья пригибались до земли. И Демидов дал обет, что если все обойдется, то он поставит на острове церковь. Как мы сейчас видим, выбрались. Руководителем строительства был назначен Иван Селезнев. В 1758 году в Кыштым приехали мастера храмовых построек, и вот тогда работа закипела. Одновременно с церковью стали строить мост, соединяющий остров с поселком.
Благо строительного материала было в округе предостаточно. Проект выбрали в классическом стиле.
Классицизм с 1760 года стал господствующим в Российской архитектуре, в том числе и храмовой. А благодаря тиражированию проектов быстро распространился до самых отдаленных уголков Российской империи. Церковь имела, так называемый кораблевый план: здание вытянуто вдоль главной продольной оси, ориентированной с востока на запад. Церковь каменная, в 2 этажа, как говорили раньше «двухапартаментная». Верхний апартамент получил название имени Сошествия Святого Духа, а нижний во имя Усекновения Главы Пророка и Крестителя Господня Иона Предтечи. Расписывали церковь богомазы Богатыревы. Церковь получилась величавой, по другому не скажешь.
Назвали её во имя Сошествия Святого Духа. А назвали так в честь праздника Сошествия Святого Духа на Апостолов. Считается, что в этот день церковь празднует свое рождение, а празднуется он на 50-й день после Воскресения Христова. Осветили церковь 7 февраля 1765 года.
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева изменила течение жизни по всему Уральскому краю. Когда отряды восставших под предводительством Ивана Грязнова ( сам Пугачев скорее всего в Кыштыме не был) подошли к Кыштымскому заводу, они легко прорвались сквозь деревянные стены. Граница поселения тогда проходила в районе современного больничного городка. Повстанцы расположились вокруг храма.
Выбрали самое удобное место, хороший обзор и дорога под контролем. К восставшим присоединилось 400 мастеровых. 2,5 месяца Кыштымский завод был в руках пугачевцев. Сохранилось предание. Как будто бы во время захвата церкви староста храма Ефим Норкин взобрался на колокольню и ударил в набат. За это его сбросили с колокольни. Пугачевцы храм не разрушили, но они его осквернили. В храм заводили лошадей, жгли костры, грабили. Под натиском правительственных войск восставшие были оттеснены на юг. На озере Темное ( что-то я не нашла на карте такого озера вокруг Кыштыма, может оно сейчас по -другому называется) произошло ожесточенное сражение. Пугачевцы отступили, вышли на Тютнярскую дорогу ( в направление современной Аргаяшской трассы)- двинулись на Челябу. Церковь очистили, разрушения восстановили, а 1 февраля 1775 года Василий Коровицкий произвел вторичное освещение церкви.
Еще одно осквернение произошло уже в годы советской власти. В годы гражданской войны в ней производились расстрелы белых офицеров. На стенах Храма были найдены следы от пуль. В 30-е годы её закрыли. Ну, что там могло быть? Конечно, склады, потом городской музей, типография, кинопрокат. Никто за зданием не следил.
Купола проржавели, крыша обветшала, осыпалась штукатурка. Легко представить, что ожидало храм в будущем. Но в 1993 году вышло распоряжение о передаче религиозным учреждениям культовых сооружений. Началось медленное возрождение храма. В декабре 2002 года Митрополит Иов вновь окрестил церковь- уже в третий раз в истории. Храм так прекрасно вписывается в окружающий пейзаж, что туристы, приехавшие в Кыштым посмотреть усадьбу « Белый дом», в изумлении замирают на берегу господского парка. И это неудивительно, посмотрите сами, какой открывается вид.

Loading