Андрей Иванович Текутьев один из самых популярных купцов в Тюмени, сделавший для города так много, как, пожалуй никто другой. Тюменцы помнят о его делах, поставили ему памятник

в его честь назван бульвар и… кладбище. Не подумайте ничего дурного, тюменцы совсем не извращенцы. Текутьевское кладбище появилось в городе еще до революции, при жизни самого Текутьева. Открылось кладбище в конце 19 века и стало называться «Новое», а по соседству находились земли купца Текутьева с мельницей. И в документах начала 20-го века стало встречаться название «кладбище возле мельницы Текутьева», а еще позже стали писать » так называемое Текутьевское кладбище». Так вот и приклеилось название. Сам же Текутьев, как и его жена Евдокия были похоронены в Северном приделе Спасской церкви

Этот придел был построен Андреем Текутьевым, несмотря на запрет Императорской архитектурной комиссии. Строительство придела началось в 1913 году, после смерти его жены. И, как предполагают историки,этот придел ( а именно 2-й этаж) построен в её честь. Андрей Иванович очень любил свою Евдокию, вот поэтому и решился на строительство вопреки запрету. Могила Текутьева не сохранилась, большевики разграбили ( по крайней мере так считалось до недавнего времени).

Как и не сохранились многие постройки ( а их было не мало), не сохранился жилой дом семьи Текутьевых ( ул. Челюскинцев 47)

Здесь же а улице Челюскинцев был когда-то драматический театр, также построенный Текутьевым

Здание было 3-х этажным, каменным, похожим на особняк. Андрей Иванович не только построил это здание, но и ежегодно выделял средства на его содержание. Рабочие и служащие Текутьева посещали спектакли бесплатно, а детей в фойе театра угощали конфетами. В 1902 г. в здании театра состоялся первый кинопаказ. Демонстрировал фильм француз Дерсен, которого в Тюмень пригласил сам Андрей Иванович. а в 1915 году на сцене этого театра выступал король «серебряного века»- поэт Константин Бальмонт. Здание сгорело в 1922 году, восстанавливать не стали.

… Текутьев был самоучкой из крестьянской семьи в д. Борки Тюменского уезда. Работать он начал рано и отличался ( даже в своей среде) удивительным трудолюбием и упорством( в хорошем смысле слова). До 12 лет помогал отцу-кожевеннику, а позже был отдан в ученики в хлебную лавку Датченкова. К 15 годам он дослужился до старшего приказчика. Как только его мать узнала о повышении сына, о том, что в его подчинении находятся люди старше него- она ринулась забирать сына домой. Побоялась, видимо, что его подставят или убьют из зависти. А хозяин лавки Датченков вскоре разорился. А дом его ждал рекрутский набор, от которого он просто откупился. Оказывается, что и в царское время было так можно. Друзья собрали 1000 рублей, и на службу отправился наемщик. А деньги-то надо было отдавать, и Текутьев начал крутить колесо фортуны. Говорили, что зарабатывал будущий купец 1-й гильдии и меценат тем, что разбойничал на дороге и был замечен в фальшивомонетничестве. Но скорее всего, это домыслы завистников. Их у Текутьева хватало. человеком он был не легким, прямолинейным и резким. Если уж ему что-то не нравилось, говорил об этом прямо и даже грубо. Так он один раз заметил, как священник прихода Спасской церкви «клеется» к одной из прихожанок. Для Текутьева это было немыслимо.. Священник до того испугался, что Текутьев пожалуется в епархию, что выстрелил в Андрея Ивановича. Слава богу, промахнулся. Свой жесткий характер Текутьев показал и в конце жизни. Из-за статьи в газете, которая ему показалась, мягко говоря , «некорректной», он забрал все , что настроил и подарил городу. Остыл он уже перед самой смертью в 1916 году, и отписал все свое имущество училищам, больницам, храмам.

А капиталы свои он заработал все-таки  честным путем. Как-то лавочник Тимофеенков предложил Андрею продать для него на Базарной площади 100 мешков муки мельчайшего помола. Стоила она дорого и потому товар залежался, сбыть его становилось все труднее. Текутьев справился с поручением, и уже 6-ть недель спустя он за 2 базарных дня продавал по 500 мешков пшеницы, и даже имел 2-х работников.

Он не стоял в стороне, посматривая как работники таскают мешки, а сам тоже брался за эту работу, порой прихватывая по два мешка за раз. Вечером от перенапряжения у него носом шла кровь, зато за 2 базарных дня он получал прибыли от 300 до 600 руб. Со временем он организовал оптовые поставки из Кургана и Шадринска, открыл несколько лавок, построил мельницу.

В делах Текутьев был суров, порой даже слишком. Несколько раз на его мельнице вспыхивали забастовки- рабочие требовали оплатить сверхурочные и снять штрафы. Заводилами у них были местные большевики, они в своих листовках объясняли рабочим, что когда они, рабочие, трудятся не покладая рук, а их семьи голодают, то их хозяин их же кровно заработанные деньги тратит на строительство школ, приютов и больниц. Текутьев, в большинстве своем, реагировал резко, увольняя недовольных, но иногда приходилось идти на уступки. Т.к. месть таких обиженных приносила одни убытки. Так, пожар мельницы, устроенный такими обиженными стоил купцу 150 тыс.руб.

А он и действительно, строил школы, приюты, больницы. Построил ремесленное училище в 1909 году на углу Садовой ( сейчас Дзержинского)

Позже к зданию ремесленного училища была пристроена литейная мастерская (сейчас в этом здании эколого-географический факультет Тюменского университета).Вот эти здания.

Еще один дом, принадлежащий Текутьеву сохранился на ул. Республики 26

Но про него ничего не известно.

Самым же главным делом Андрея Ивановича Текутьева стало ( то что сделало его народным героем) было конечно же строительство железной дороги в Тюмени.

Железная дорога в Тюмени была и раньше, её построили еще в 1885 году. Вот только она никуда не вела, была тупиковой. Грузы перегружались на пароходы и далее доставлялись по рекам. Очень требовалась дорога до Омска, это было очевидно. Но правительство, построив дорогу Челябинск-Владивосток, ничего не хотело слышать о новых сибирских проектах. Узнав о том, что мукомолы Шадринска и Екатеринбурга добивались и почти добились разрешения на строительство железной дороги Екатеринбург-Курган, Текутьев активно вмешался, продвигая свой проект Тюмень-Омск. Что это ему стоило, можно только догадываться. Известно, что коррупция при строительстве ж /д  достигла тогда невероятных размеров. Называлась сумма 100 тыс.руб. История длилась 6 лет. Тюменцы победили, 22 июня 1909 года Государственная Дума приняла закон о выделении средств на строительство железной дороги Тюмень-Омск. Все отлично знали кому обязаны этой победой. 4 октября элита города собралась в здании приказчичьего клуба для чествования героя дня. Дума объявила свое решение поставить портрет Текутьева в зале думских собраний » на вечные времена», Ишимские думцы избрали его почетным гражданином города и т.д. т.п. Последними в списке поздравлений был Тобольск- ведь он потерпел поражение, отныне столица губернии была обречена на прозябание, превратившись в захолустный городок.

в 1913 году умерла Евдокия Яковлевна, жена Текутьева, верная подруга и помощница в делах его. Текутьев остался один, детей у них не случилось. Без любимой жены, Андрей Иванович прожил не долго, всего 3 года, в 1916 году он умер. Совсем недавно, при реставрации Спасской церкви были обнаружены останки в дубовом гробу. Тюменские краеведы предположили, что это останки Текутьева. До этого могила считалась утерянной. Слово за экспертизой.

 

Loading