Самый известный собор в северной столице Исаакиевский собор построен при Петре I. Первый собор, к слову, построенный раньше Петропавловского, выглядел предельно просто. Это был деревянный сруб, называемый «чертежный амбар». К срубу пристроили колокольню со шпилем плюс не большую главку над алтарной частью-вот и все.

И может и не стоило бы вспоминать это строение, если бы не одно событие. 12 февраля 1712 года в этой церкве состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны.

История отношений Петра и Екатерины очень хорошо известна, и нет смысла повторять как Марта Скавронская попала в царские покои. Хочу только сказать, что был очень сердечный и дружеский союз. Петр совсем даже не сразу решил на официальное признание связи с Мартой Скавронской. Еще до брака Екатерина Алексеевна ( так стали звать Марту после крещения) родила Петру 4-х детей., 2 сына, которые умерли во младенчестве и 2-х дочерей Анну и Елизавету.

По протоколу венчание должно было состояться в столице, в то время это была Москва. Но Петр решил нарушить правило и обвенчался в своем новом городе С-Петербурге. Венчание состоялось утром в Исаакиевской церкви, где присутствовал весь царский двор, прибывший из Москвы, а так же иностранные послы. После венчания вся делегация отправилась праздновать во дворец к Меньшикову.

Церковь во имя преподобного Исаакия Далматского была дорога Петру. Ведь он родился в день его поминовения.  И поэтому в 1717 году было решено строить новую церковь, но уже каменную, Возводилась она по проекту Г.И. Маттарнови и  обликом напоминала только построенный Петропавловский собор. Место, где поставили новый храм было не совсем удачным. Это был не укрепленный берег реки ( примерно там, где сейчас стоит памятник Петру I)Из-за того, что берег сползал к реке в здании появились трещины и в 1763 году здание было разобрано.

Заново Исаакиевскую церковь начали отстраивать при Екатерине II d 1768 году по проекту А.Ринальди. Было решено ставить собор на новом месте, за спиной «Медного всадника». Но итальянский зодчий в ходе строительства заболел и уехал на родину. А когда в 1796 году скончалась Императрица Екатерина, Павел, вступивший на трон, поручил завершить строительство другому итальянцу Винченцо Брени. По желанию Императора, архитектор упростил предыдущий замысел. Собор получился вот таким.

В 1816 году во время богослужения на голову верующих с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки- здание явно требовало ремонта. Александр I давно задумывался о перестройки собора, т.к. считал, что храм построенный его отцом не соответствует облику столицы. В результате объявленного конкурса и в соответствии с желанием Императора был одобрен проект Огюста Монферана

Строительство растянулось на 40 лет. По этому поводу существует легенда, что Исаакиевский собор строился так долго поскольку Монферану было предсказано, что он будет жив, пока собор строится. Интересно, что через месяц после окончания строительства, Огюст Монферан скончался.

Возведение храма было сложной инженерной задачей. Особенно, конечно, это установка на портиках 48 колонн.  Дляих возведения установили строительные леса с системой блоков и 16 поворотных лебедок с вертикальным барабаном. Это дало возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонны высотой 17 м и весом 114 т за 45 минут. Первая колонна была поставлена 20 марта 1828 года, последняя через 8 лет. Интересно, что колонны были поставлены до возведения стен.

Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделкой из зеленого и желтого. Использовались так же яшма и порфир. Главный купол был расписан Карлом Брюловым. Участвовали в отделке храм и другие известные художники Василий Шебуев и Федор Бруни. На внутреннее убранство храма ушло 400 кг золота, 16 т малахита, 500 кг лазурита и 1 тыс. т бронзы. Мозаика заняла 6,5 т кв. м., отлито 300 статуй и барельефов.

После революции собор был разорен, вынесли практически все, что можно было вынести. В 1928 году были прекращены службы. Во время войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства из дворцов и музеев С-Петербурга. Купол храма для конспирации перекрасили в серый цвет, но если верить легенде, по куполу немцы не стреляли. Они использовали его как ориентир на местности.

 

Как музей храм функционирует с 1928 года . Там долгое время размещался антирелигиозный музей. После войны в соборе начались реставрационные работы, в результате которых на 43-х метровой колоннаде появилась смотровая площадка.

Исаакиевский собор еще с 19 века считался одним из символов С-Петербурга. Один из самых больших, одним из самых красивых…

Loading