В Москве я была всего 2 дня, и не по слишком веселому поводу. Так, что посещение интересных мест в столице совсем не предполагалось. И Большой Толмачевский переулок был мне совсем не по пути, а вот как-то занесло. С начало мне на глаза попалась «Третьяковка». Была в ней много раз, но решила, зайду, может настроение поднимется. Но зайду это не про Третьяковку- очередь стояла пребольшая. Уже темнело, надо было возвращаться в гостиницу, но тут мне на глаза попался этот дворец. И показался он мне очень знакомым. В голове промелькнуло, а не Демидовское ли сие строение? Сомнений практически не осталось, когда я увидела ограду с воротами. Ну, конечно же, это наше уральское литье! И я оказалась права, дворец сей построен Амосом Прокофьевичем Демидовым. Амос Прокофьевич, внук знаменитого Акинфия Демидова по линии старшего сына Прокофия (Прокопия). Помните знаменитую картину Левицкого
Изображение Амоса Прокофьевича я не нашла. Про эту столично- московскую линию написано много и много, мягко говоря неоднозначного. Например, про сыновей Прокопия от первого брака с Матреной Антиповной Мещерской ( урожденной Пастуховой) направо и налево говориться, что отец их не любил, не поддерживал, и к управлению заводами ( пока они были) не подпускал. Что касается младшего Амоса, то он к заводам действительно, не имел никакого отношения, а вот два старших брата Акакий и Лев, заводами занимались , для этого были посланы в Германию для учебы горному делу. Амос же с детства мечтал стать военным, и отец его всячески в этом поддерживал. Потому что еще в детстве прочувствовал на себе что такое отцовское не понимание и не восприятие того к чему твоя душа тянется. В общем, препятствий осуществить свою мечту у Амоса не было. Он поступил на службу в гвардию. На военной службе у младшего Демидова были определенные успехи, и по воспоминаниям сослуживцев, Амос вполне мог сделать блестящую карьеру. Но он дослужился только до прапорщика. В дело вмешались дела сердечные. Амос влюбился в дочь опального князя Вяземского, Анну. Почему же Никифор Вяземский попал в опалу? Он служил учителем у сына Петра I, Алексея.
И в 1717 году был привлечен к дознанию по делу Алексея. И как только Вяземский не доказывал, что последнее время был не в милости у царевича и тот к делам своим его не подпускал- не помогло. По некоторым данным, он был сослан в Архангельск ( с конфискацией имущества), там и умер. Понятное дело, что Прокопий Демидов был совсем не рад выбору сына, и когда Амос настоял на своем, считается , что Прокофий отказался от сына. Но ест мнение, что сделал он это «нарочно», чтобы не потерять свое место при дворе. Я с этим мнением согласна. Смотрите сами. Женившись, Амос Прокофьевич, вышел в отставку и поступил на должность титулярного советника. Титулярный советник это гражданский чин, и титулярный означает не полный, что-то между секретарем и советником, т.е. чин с небольшим жалованьем. Но в 1772 году он покупает у своего сослуживца Петра Камищева в Толмачевском пер. участок земли, а уже в 1777 году на нем появляется «… владение с каменным домом, семью разными строениями, парком и фруктовым садом, усадьба господина А.П. Демидова»
Учитывая весьма скромное приданое своей жены и жалованье титулярного советника, такой дворец было не построить. Ясно, что строительство велось не без участия Прокофия. Да, и жил господин А.П. Демидов на широкую ногу. Устраивал пышные балы и приемы.
Дворец был построен в классическом стиле, по форме это был прямоугольник с парадным двором. Цокольный этаж украшали наличники с небольшими аттиками и рельефными композициями. Было ли это творение замечательного архитектора М. Казакова не доказано, но , наверняка, автором проекта был кто-то из представителей его школы. Усадьба была огромной с востока доходила до Б. Ордынки, с юга до Пыжевского переулка.
Отдельного разговора заслуживает чугунная ограда, слава богу, сохранившаяся до наших дней потому как это образец русского прикладного искусства, а в частности уральского чугунного литья.
Изготовлена она была на Нижнетагильском заводе Демидовых крепостным мастером Тимофеем Сизовым по чертежам Ф.С. Аргунова ( клеймо мастера имеется). Но дело в том, что заводы в Нижнем Тагиле ни Прокофию, ни Амосу не принадлежали. Они были собственностью мл. брата Прокофия ( и его наследников) Никиты. « Никитичи» владели эти заводами вплоть до 17-го года, в отличие от всех остальных Демидовых. Поэтому есть предположение, что ограда первоначально была установлена в усадьбе Никиты Акинфиевича на ул. Радио 10.
А в 1820 году после её продажи перенесена сюда в Большой Толмачевский пер. Не знаю ,правда это или нет, но выглядит вполне логично. Очень красивы и ворота, отлитые одним куском, а не по частям, как это делалось обычно. Так умели отливать только на Нижнетагильских демидовских заводах.
Чугунное кружево, невесомо парящее в воздухе- вот какое чудо делали уральские мастера. Жаль только, что некоторые детали этого шедевра уже исчезли под толстым слоем краски. Амос Прокофьевич , конечно, ничем таким выдающимся в совей жизни не отмечен, особенно в сравнении со своими предками. Но он оставил нам в наследство этот чудный дворец. До нас дошли главный дом, два двухэтажных каменных флигеля, парадный двор, чудесная ажурная ограда с воротами, и остатки территории сада. У дома была большая история после того как после смерти Амоса Прокофьевича, его жена продала усадьбу Елизавете Ивановне Загряжской. Но это уже не Демидовская история. С 1940 года и по сей день в здании бывшего дворца Амоса Демидова находится Государственная библиотека им. К.Д. Ушинского.

Loading