Воронцовский дворец находится в Алупке, и , по-моему этот дворец такой же символ Крыма как и Ласточкино гнездо. Не побывать там все равно, что приехать в Москву и не сходить на Красную площадь. Дворец очень колоритный, и не похож на остальные известные дворцы полуострова.

Это все потому-что владелец дворца светлейший князь ( с 1852 г.) Михаил Семенович Воронцов

был отчаянным англоманом. Любил он все английское, т.к. все детство провел в Англии, где его отец Семен Михайлович Воронцов

был послом. Мать Михаила, Екатерина Алексеевна, в девичестве Сенявина, умерла рано в Венеции от чахотки.

Брак родителей в общем и целом был удачен, но этому предшествовала довольно пикантная история. Сестры Сенявина были очень хорошенькие, они служили фрейлинами у Екатерины II. При дворе их называли нимфами, до того они были милы. Ну и конечно, не обошлось без адюльтера. У Екатерины Сенявиной случился роман с Потемкиным. Императрица Екатерина II, узнав об этом порядком рассердилась и решила выдать Сенявину замуж, так сказать, отослать из дворца соперницу. Тут Воронцов и подвернулся. Он в то время старался сблизиться с Потемкиным в целях получения дипломатического поста.

Но вернемся в Крым. Михаил Семенович решил построить в Крыму дворец, но не в классическом стиле, а в модном тогда в Англии готическом и заказал проект архитектору Эдварду Блору. Блор проект сделал, но сам в Крым не поехал, строительством руководил Уильман Гунт. Это ему пришлось вписывать проект в существующий ландшафт. Строительство шло с 1828 года по 1848 , и в конечном виде дворец получился не совсем «готический». В облике дворца очевидны мавританские мотивы, а вот дымовые трубы похожи на исламские минареты

Интерьеры дворца так же смешение разных стилей, да это и важно. Важно то, что каждая комната имеет свой особенный колорит и свою собственную атмосферу.

Дворец строился как летняя резиденция ( дача) Воронцовых. Глава семьи в то время был генерал-губернатором Новороссийского края, наместником Бессарабии и одновременно наместником и главнокомандующим на Кавказе. Михаил Семенович Воронцов не был чиновником в нашем понимании этого слова, он был боевой офицер, принимал участие во всех военных компаниях, которые в те годы вела Россия. Во время Отечественной войны 1812 года он участвовал в обороне Смоленска, а вовремя Бородинского сражения оборонял знаменитые Багратионовы флеши. В этом сражении он был ранен. Когда рана зажила, он снова пошел сражаться, командовал оккупационным корпусом во Франции. Вот какой  орел достался Елизавете Ксаверьевне Браницкой, на которой Воронцов женился в 1819 году.

Брак их ( как и у родителей Михаила) был вполне успешным. Хотя без «черных» слухов и домыслов тоже не обошлось. И история эта связана с Александром Пушкиным.

Пушкин появился в Одессе в 1823 году, впав в немилость у властей. Попал он туда по инициативе Александра Раевского

который был коротко знаком с Воронцовыми. По версии историков и литератураведов, Раевский помог Пушкину совсем не бескорыстно. Александр Раевский был страстно влюблен в Елизавету Воронцову и ему была нужна ширма. Пушкин вполне подходил на эту роль. Большой любитель женщин, он не мог не влюбиться в Елизавету Ксаверьевну, и сразу же начал за ней «волочиться» ( впрочем Пушкину в это же время приписывают несколько романов). Губернатор Воронцов, по всей видимости, попал в эту ловушку и весь свой гнев направил на Пушкина. Его сослали в Михайловское, и в ответ на эту несправедливост поэт написал эпиграмму.

«Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежа,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным , наконец.»

Эта эпиграмма стала христоматийной, и заклеймила величайшего государственного деятеля. Вот ведь как бывает в жизни! Одна талантливая эпиграмма, и все твои великие деяния забыты на столетия…

Впрочем есть еще одна версия, почему Воронцов избавился от Пушкина. Дело в том , что именно в это время в Одессе стало зарождаться движение, которое впоследствии выльется в декабрьское выступление на Сенатской площади. Пушкин был хорошо из известен своим импульсивным характером, да благонадежен он не совсем. Так что лучше было держать его подальше. И, если это так , то Воронцов получается в какой-то степени спас поэта.

Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям этой семьи. После революции он был национализирован. В 1921 году в нем открыли музей. Вовремя войны экспонаты музея вывести не успели Дважды дворец-музей был на грани уничтожения. И дважды его спасал старший научный сотрудник музея Щеколдин Степан Григорьевич.

Первый раз его хотели поджечь свои же ( не доказано).

Второй раз немцы в 1944 году заложили арт.снаряды для подрыва дворца.

Щеколдин во время оккупации находился в Алуште, и более того немцы назначили его директором музея. Это позволило ему спрятать наиболее ценные экспонаты музейной коллекции. Щеколдин устраивал для них экскурсии по дворцу, т.к. считал, что пока они заинтересованы в существовании музея, с ним ничего не случится. Посмотреть Воронцовский музей-дворец приезжали Гиммлер, Розенберг, Кейтель, румынский король Михаил.

Конечно, после войны все это ему вышло боком. Щеколдин был осужден на 10 лет лагерей за сотрудничество с немцами. Реабилитирован в 1991 году.

Во время Ялтинской конференции Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Черчиллем.

С 1956 года во дворце снова заработал музей.

P.S. Вокруг дворца по приказу Воронцова был разбит чудесный парк. Но о парке я напишу отдельно.

 

 

Loading