Поселок городского типа Верх-Нейвинск находится недалеко от Невьянска. Попали мы туда случайно, ехали к скалам «семь братьев»

Вот и заехали в этот не большой поселок. Он как-то сразу покорил нас не столько красотой ( хотя виды с Сухой Горы великолепны)

А каким-то особым налетом таинственности и старины Верховья реки Нейвы (Невья) давно привлекали старообрядцев. Они селились на её берегах и берегах озераТаватуй,

которое находиться рядом. Окруженное горами, лесами и болотами, эти места казались непроходимыми.

И люди, бежавшие от преследований официальной церкви, чувствовали себя здесь защищенными. Старообрядческое поселение возникло здесь в 1662 году. Жители его занимались охотой, рыбалкой, земледелием. О железных рудах известно в этих местах было тоже давно, еще до Демидова. Жители поселения занимались, так называемым «железным крестьянским промыслом»- получали и железо и руду. В 1762 году Прокофий Демидов, старший сын Акинфия Демидова построил в Верх-Нейвинске железоделательный завод и соорудил пруд для заводских нужд. Ну, если точнее, начал строить, заканчивал уже новый заводовладелец Яковлев, купивший его у П. Демидова. Жизнь жителей поселения со строительством завода изменилась, но это по-прежнему было поселение старообрядцев, хоть и стало называться В-Нейвинской дачей. В 1820 году Григорий Зотов, да-да тот самый по прозвищу зверь, управляющий В-Исетским заводом, Каслинским, Кыштымским и т.д., известный своей фанатичной приверженностью к старообрядчеству, решил построить в В-Нейвийске для староверов, ищущих уединения мужской скит. Для этого на Сухой горе было выстроено каменное здание на фундаменте из дикого камня ( благо его в округе несметное кол-во). Но замыслу не суждено было стать былью. В 1825 году на престол взошел Николай первый, известный гонитель староверов. Многие приверженцы старой веры, в том числе и Григорий Зотов были сосланы в Сибирь и Закавказье. Но часовня все же была построена и построена на подобие церкви «… как по строению, так и по огромности своей, так и по иконостасу великолепному…»- писал Анатолий, епископ Екатеринбургский. Гонения на старообрядцев усиливались, а в поселении уже появились не только купцы, но и золотодобытчики, и из них в Верх-Нейвинске стала образовываться община, желающая соединиться с официальным православием( через единоверие), что гарантировало спокойное ведение бизнеса. И вот на базе старообрядческой часовни с благословения Екатеринбургского епископа, открывается единоверческий приход. В 1847 году на деньги заводовладельцев часовню реконструировали в православный Храм.
Он очень красиво смотрелся на самом высоком месте поселения –дачи. Вот что писал Немирович-Данчеко: « Остановиться в В-Нейвинске и не полюбоваться его видами с Сухой горы, нельзя… Так хороши окрестности отсюда. Кругом верст на 40 открываются дали, то полные сурового и мрачного величия, то приковывавшие взгляд идиллической прелестью долин и полей, раскинувшимися перед нами»

Сейчас, конечно, пейзаж уже не тот. Открывается вид на Новоуральск, а не на дали и поля.

Но все равно красиво. И снова обратимся к Немировичу-Данченко « Назад нам пришлось идти через старообрядческое кладбище, мимо большой и красивой церкви. Много массивных мраморных памятников очень изящного рисунка». Действительно, раньше вокруг церкви был погост ( в начале старообрядческий, потом единоверческий). Хоронили там священников и знаменитых людей поселения-дачи. Ну, вот пример. На территории кладбища была воздвигнута часовня-склеп. Там была погребена дочь известного в городе золотопромышленника В. М. Полузадова ( вот ведь фамилия!). Вера, его дочь, умерла рано, и эту трагическую смерть связали с поступком Полузадова, когда он еще не был золотопромышленником. В 1813 году малолетняя дочь заводского рабочего Катя Богданова нашла золотой самородок. Нашла случайно, играя на берегу реки Нейвы. Она показала его управителю В-Нейвийского завода Полузадову, надеясь получить вознаграждение. Тот испугался, что узнав про золото, завод заберут в казну, и вместо вознаграждения наказал девочку. Да, так сильно, что та не выдержав побоев сошла с ума. Чего же он так испугался? По версии историков, открытие золота могло привести к изъятию завода в казну, т.к. он был в «посессионном» владении. Посессионное право это один из видов имущественного права в России 18-19 веков, которое заключалось в передаче крестьян и земли купцам и заводчикам в целях развития производства. Видимо, это один из видов аренды. Но скрыть наличие золота не удалось, т.к. самородки стали находить и в других местах. После того как правительство разрешило заводчикам поиски золота, начался золотой век Невьянского края. Полузадов разбогател, загубив ребенка ни за что. Но Катю не забыли. В историко- краеведческом музее В-Нейвийска есть медаль, отчеканенная по случаю находки золото-платиновой россыпи 11 июля 1813 года 13- летней Катей Богдановой. А вот шикарный склеп Веры Поузадовой после революции был осквернен и разрушен, гроб вскрыт. Оттуда вытащили все золотые украшения, а саркофаг один из жителей утащил себе в сад и использовал её как ванну. Вот, уж действительно, без царя в голове, и без бога в душе. Когда в 1882 году в Верх-Нейвинске открыли Николаевский единоверческий храм
Воскресенская церковь стала приписной. В ней отпевали и совершали другие заупокойные богослужения.
Воскресенскую церковь закрыли в 1940 году
Кладбище было снесено с лица земли. Сейчас о нем напоминает Поклонный крест
Здание церкви во время войны использовалось как пионерский лагерь, затем как заводской склад. А после его и вовсе забросили. В 1989 году городские власти решили устроить в здании молодежное кафе со смотровой площадкой. А вот на месте кладбища решено было разбить футбольное поле. Но жители поселка возмутились. Пусть кладбища уже не было, но все в поселке знали, что тут лежат их деды и прадеды. Они написали письма в Екатеринбург и Москву и были услышаны. Стройку прекратили. А в 1990 году здание было передано общине. Восстанавливали церковь на деньги собранные в В-Нейвинске, Новоуральске и др. соседних поселках. Восстанавливали по старым фото, поднимали архивы. Сейчас церковь действующая.

Loading