Город Касли расположен в удивительно красивом месте. Его окружает множество озер, одно красивее другого.

Осень вообще особенная пора, а этот октябрьский денек, когда мы поехали в Касли выдался просто на славу. Абсолютно чистое и синее небо, отражаясь в озерах, мелькавших за окном автомобиля, придавала им особую голубизну и глубину. Синие глаза Урала называют наши озера.

И вот здесь, в окружении этих синеглазых озер и лесистых вершин Уральских гор, лежит не большой городок Кали. Как же переводится название города? Объяснений великое множество. Нет, честное слово, такое количество толкований редко можно встретить. Тут тебе и голубая впадина и дорожная река, а еще говорят, что правильно было бы произносить Касли , а не КаслИ, т.к. первым, кто поселился среди этих чудных озер был казах Касли, и еще много, много разных интерпретаций. И все это потому, что по большому счету, никому не известно, какое поселение тут было и было ли. История начала свой отчет с момента строительства железоделательного завода и образования поселка вокруг него.

На мой взгляд, Касли, по настоящему, городом так и не стал, несмотря на свою всемирную славу. Дороги в городе совсем никудышные, улицы узкие. Исторические здания и памятники не ухожены. А причастность города к Каслинскому литью видна только на местном городском кладбище. Но есть есть в городе жемчужинки, и одна из них Церковь Вознесения Господня. Этот храм расположен так, что мимо него не пройдешь и не проедешь.

Купола Вознесенской церкви видны буквально с каждой точки города. Когда подъезжаешь к церкви поближе, она просто восхищает, и прежде всего своими размерами. Знаете, мы жители больших городов не можем ощутить того трепета, который тебя охватывает, когда видишь такое величественное сооружение. Наши городские церкви и соборы «задавлены» многоэтажками. Рядом с храмом вполне может стоять какой-нибудь торговый или развлекательный центр, сияющий огнями ночью, а рекламой днем. Они заслоняют и не дают почувствовать дух церквей. А в Каслях этого нет, там, как мне показалось, вообще нет многоэтажек. А вот старинная белоснежная церковь есть.

Вознесенская церковь не была первой в поселке-заводе. Построена она в 1855 году. Но задумка появилась гораздо раньше. Проект был выполнен еще в 1842 году. Автором проекта стал архитектор Сарториус ( Сорториус?) Эрнст Христиан Георг. Думаете, проект заказали иностранному архитектору? Нет, не совсем так. Сарториус хоть и был немцем по происхождению, но служил тут на Урале в качестве главного архитектора Екатеринбургского округа. А вообще в начале 40-х годов 19 века каслинцы могли позволить себе и иностранца, т.к. Каслинский завод в это время переживал второе рождение. Качественно изменилась продукция завода, его ассортимент. Горное правление, озабоченное сбытом, прислало на завод вольнонаемных специалистов- литейщиков. Они обучили местных формовщиков, наладился сбыт, появилась прибыль. Вот и задумались о строительстве новой церкви. Оно началось в 1848 году, а завершилось в 1855г. Строилась она на отчисления ( по 1 руб.) с заработка заводчан.

Были и благотворители: Малярщинков и супруги Картачевы. Кто они такие? Увы, многого мы еще не знаем, но хоть фамилии остались в анналах истории. Говорят , на местном кладбище есть надгробие Малярщикова. А, значит, можно предположить, что он, скорее всего, был мастеровым на заводе. Руководил строительными работами Михаил Дунаев, приказчик Каслинского завода. Первым построили Ильинский предел, осветили его в 1852 году. Освещение происходило в присутствии духовных лиц и горожан, а именно Михаила Дунаева и Алексея Злоказова. Владелицей завода тогда была Мария Львовна Харитонова. Главный же Вознесенский придел был освещен вместе с Харлампиевским в 1855 году в присутствии того же Дунаева, а так же Андрея Трутнева и Тимофея Свистунова. Все эти люди в городе были хорошо известны, про каждого можно рассказывать и рассказывать А , например, фамилия Злоказовых была известна по всему Уралу.

Небольшая справка. Церковь Вознесения Господня была построена в русско-византийском стиле. Сложена была из кирпича и оштукатурена. Купола, которые венчали храм, были шлемовидной формы, покрыты оцинкованным железом. Высота храма вместе с крестом составляла 56 м, диаметр купола 11м. Доминантой церкви является 4-х столпный четверик с сильно выступающей апсидой. К нему с севера и юга прилегают прямоугольные приделы. Все окна и арки имеют килевидную форму. Паперть, притвор, пол выстелен узорчатыми половыми плитами. Первый ярус колокольни завершен ажурной решеткой каслинского литья.

В общем, вырос посреди поселка на горочке красавец храм, но только был он очень холодным. Зимы-то на Урале не шуточные. Померзли, померзли каслинцы и решили в этой же ограде построить еще одну церковь. Не большую, но теплую. И в 1858 году приступили к строительству. Строилась церковь Николая Чудотворца 3 года, освещена в 1861 году. Церковь не в пример Вознесенской, выглядела скромно.

Она и сейчас теряется на задворках Вознесенского храма.

Но она долгое время служила верующим в холодное время. Проблемой стали её маленькие размеры, и по воспоминаниям современников, в большие праздники было просто не пробиться, люди стояли на улице ( читай на морозе), а в церкви стоял спертый удушливый воздух.

И только в 1904 году по инициативе церковного старосты А.И. Шелегова были сложены голландские печи. Они и сейчас согревают церковь. Около николаевского храма находилось первое городское кладбище. Оно было обнесено высокой оградой. Ограда была соединена с церковной. А я то, подумала и почему так много вокруг церкви старинных надгробий.

Это кладбище было закрыто в связи с эпидемией холеры. Кладбище пришлось перенести на окраину города. На нем есть маленькая часовенка Серафима Саровского

Так вот она возведена на деньги А.И. Шелегова и тоже в 1904 году. « истинная вера не бывает без дел: кто истинно верует тот непременно имеет дело». Очень хорошо сказано и очень подходит церковному старосте Шелегову А.И. Часовенка очень красивая, деревянная, сейчас она отреставрирована и приведена в порядок. Кстати, раньше, до революции в Каслях была улица Шелегова, там же а этой улице и стоял дом церковного старосты. Потом её переименовали в улицу Сталина, а сейчас это улица Ломоносова. Революционные вихри не прошли мимо Каслей. Церковь закрыли в 1930 году. Имущество конфисковали, колокола сняли. Здание было передано Союзу сельхозрабочих и колхозу «Красный партизан». Вероятнее всего под склады. Возвращена церковь верующим была во время войны в 1944 году, и больше уже никогда не закрывалась. Никольский храм тоже закрыли, после войны его передали заводскому клубу «Победа» И только в 1993 году вернули верующим. Началась долгая реставрация потому как ломать не строить. И , знаете, в ходе реставрационных работ, потомки разглядели, какие же красивые росписи в Никольской церкви. Вознесенский храм тоже начали понемногу реставрировать. Инициатором стал архимандрит Серафим, прослуживший в нем 26 лет. Московские художники воссоздали иконостас. В 1989 году восстановили колокольню, колокола отливали в Воронеже. А в 2000 году начались работы по замене кровли и реставрация стен. Посмотрите на церковь, как же все-таки умели архитекторы вписывать здания в окружающий ландшафт. Сколько лет прошло, а вознесенская церковь до сих пор является доминантой города Касли.

Loading