На юге Западной Сибири на реке Туре стоит город Тюмень- первый русский город , заложенный в Сибири. Вначале это был, конечно, острог.

Но Тюмень развивалась не только как военное поселение. Еще в 1596 году, через год после появления Тюменского острога, вышло царское повеление привлекать в Сибирь для торговли бухарцев, и потянулись в Тюмень торговые караваны, начали за её стенами селиться купцы. К средине 17 века сложился и архитектурный облик города. Центром стал кремль, вокруг разрослись посады и слободы, выросли монастыри. Вот об одном из них я и хочу рассказать, тем более, что он дошел до наших дней. Это Свято-Троицкий монастырь.

Монастырь раскинулся на высоком Затюменском мысу

Близ бывшей Ямской слободы. Сейчас вместо слободы там стоит Тюменский архитектурно-строительный университет.

Особенно эффектно монастырь смотрится со стороны реки Туры. Неудивительно, что речные туристические маршруты проходят около этого мыса.

… Монах Нифонт из Казанского Рафаиловского монастыря долго бродил по уральским и зауральским землям, ища уединения и покоя. Место близ Тюмеского острога показалось ему вполне подходящим. Он и обосновался тут, построив себе жилище. Было это в 1616 году. Позднее к нему примкнуло еще несколько скитальцев, выросли и строения, кельи, но в первое время церкви у них не было. А вот уже спустя 8 лет здесь стояли и кельи, и деревянная Спасо-Преображенская церковь. Монастырь стали называть Спасо- Преображенским. А двумя годами ранее грамотой царя Михаила Федоровича монахам было назначено жалованье и отведены для прокорма две «рыбные ловли». К концу 17 века монастырь значительно расширился. У него появились пашни, 153 десятины земли и 17550 копен сенных покосов. Число монахов было не слишком большим, и на земле работали, так называемые, «зависимые» люди: крестьяне, бобыли, трудники. К началу 18 века монастырь стал приходить в упадок. Вот, что увидел митрополит Тобольский Филофей, когда в 1702 году прибыл в Тюмень « … обитель Приображенскую опустошенной и приходящую в падеж падения». Все обветшало и покосилось, церковь разваливалась. Но вот вид, который открылся Филофею с высокого берега Туры, был необыкновенный. И Филофей решил возродить обитель, но уже в каменном исполнении. Митрополит Тобольский Филофей

В миру ,Рафаил Богуславович Лещинский родился в Малороссии в 1660 году в дворянской семье. Некоторые считают, что он рожден от принцессы Анны фон Денхоф и князя ( королевской крови) Богуслава Лещинского. Впрочем, отцовство Богуслава Лещинского многими ставится под сомнение. Не мог, говорят они, сын Богуслава Лещинского уйти в православие, скандал, был бы на всю Речь Посполитую. Лещинский был посвящен в митрополиты в 1702 году, и направлен в Тобольск. А тобольская митрополия в те времена простиралась от Уральских гор до Тихого океана и от Северно-Ледовитого океана до киргизских степей. Тысячи и тысячи км, и все функции управления Филофей осуществлял сам без помощников. Сейчас в Тюмени близ Свято-Троицкого монастыря ему поставлен памятник.

… В 1706 году митрополит Филофей обратился к Петру I с просьбой разрешить строительство каменного собора «подаянием мирских людей». И 14 декабря 1706 года пришла царская грамота с разрешением на строительство. А через два года тем же царским указом было велено отпустить на строительство церкви 1000 руб., а так же отпустить листовое железо на крышу. При строительстве использовался труд наемных людей. В этом помог губернатор Тобольска М. Гагарин .Он же распорядился направить на строительство каменщиков из Верхотурья и Соли Камской ( Соликамска). В 1709 г. Филофей принимает схиму под именем Феодор, и навсегда поселяется в Преображенском(Троицком) монастыре. Строительство монастыря и в частности Троицкого собора, шло под его неусыпным вниманием. И даже указ Петра о запрете каменных строений во всех городах России, кроме С-Петербурга не помещал. Освещен собор был в 1715 году и назван Свято-Троицким. А с ним и весь монастырь стал называться Свято- Троицким.

 

В 1717 году была воздвигнута трапезная и двуглавая церковь, прозванная во имя Зосимы и Савватия ( позже 40 мучеников). В западной части корпуса братских келий и кухни располагалась домовая церковь Филофея .В 1753 году была заложена каменная церковь Петра и Павла, освещена в 1755 году.

В 1842 году большой пожар уничтожил 200 домов около монастыря. Пострадали и монастырские церкви. Петропавловская выгорела так, что остались только каменные стены. Но нет худа без добра, зато был произведен капитальный ремонт не только Петропавловской церкви ( её отстроили практически заново), но и Троицкого собора. Итак, комплекс церквей в Троицком монастыре был представлен 3-мя церквями. Троицкий собор построен в традиционно кубической манере, Петропавловская церковь в крестообразной, а 40 мучеников в трапезной. Как дополнение к ансамблю идет шатровая колокольня. Храмы были поставлены по диагонали таким образом, что не перекрывали друг друга. В центре стоял массивный Троицкий собор, а одноэтажная церковь 40-ка мучеников отодвинута в дальний угол, как бы подчеркивая ведущую роль других храмов.

Церковь 40-ка мучеников до наших дней не дошла,.и сейчас композиция монастыря состоит из 2-х церквей.

Филофей умер в 1727 году, похоронен был при входе в Троицкий собор. Когда наступили году «большого террора» мощи старца официально были сожжены. О чем был даже составлен акт. Но когда в соборе возобновились богослужения, к архимандриту Тихону подошла дочь бывшего Тюменского протоирея Ал-ра Сычугова. Она передала завещание отца, в котором говорилось о месте перезахоронения останков Филофея. Спрятаны они были под левой колонной Вознесенско-Георгиевского храма.

И когда в этой церкви стали проводить ремонтные работы, одновременно начались поиски мощей. Был, действительно, обнаружен кирпичный склеп, в котором находился деревянный гроб. После экспертизы было установлено, что это останки митрополита Филофея. Они были перенесены в Свято-Троицкий собор. Закрыли монастырь в 1923 году. Впрочем, репрессии начались раньше. В 1922 году был арестован епископ Иринарх за сокрытие ценностей монастыря и приговорен к 7 лет лагерей, а уж в 1923 году был арестован весь церковный совет. А церкви монастыря были благополучно разграблены. Причем изымали все до последней лампочки и табуретки.

В 1924 году в здании собора поместили музей атеизма. Дело не плохое, но вот «заковыка» у музея не было денег на ремонт и содержание здания. И заведующий музеем Л.Р.Шульц предложил вернуть Троицкий собор верующим. Отказали, конечно. Тогда здания монастыря стали сдавать в аренду. Одно под санаторий для детей больных туберкулезом, церковь Петра и Павла отдали окархиву, а в церкви 40-ка мучеников расположилось автохранилище. В 1941 году здания бывшего монастыря передали коммунально-эксплуатационной части военного гарнизона Тюмени. В 1946 году было принято решение о строительстве горводоканала, и на территории Троицкого монастыря разместили очистные сооружения. И вот тогда-то и была снесена церковь 40-ка мучеников вместе с домовой церковью Филофея. В 1947 году вышло постановление «Об охране памятников», которые должны были находиться под контролем государства. И в этот список были внесены Тобольский кремль и Свято-Троицкий собор. Но КЭЧ было не так-то просто выселить, и вплоть до 1957 года она занимала территорию монастыря. Пришлось даже принимать особое постановление об освобождении территории, объявленной памятником истории и архитектуры.

10 декабря 1996 года случилось то, чего так долго ждали многие- передача Троицкого монастыря Тобольско-Тюменской епархии. Жизнь идет своим чередом. Свято-Троицкий монастырь возрождается. Много уже сделано, еще больше еще предстоит сделать.

Loading