В 19 веке один из проезжающих через Бийск путешественников писал: « В центре города строили много. Там купцы все больше каменные дома и магазины возводят, дерево у них не в почете нынче, хотя казалось бы, в деревянном доме- и дух другой, более организму потребный, и веселее как-то дышится да живется. Но время есть время, тут уже против течения никак не попрешь.» Вот и Михаил Савельевич Сычев, один из крупнейших предпринимателей Бийска

В 1891 году возводит на ул. Успенской ( сейчас Советская) трехэтажный особняк.

Весь первый этаж занимает магазин и контора, а второй и третий жилые комнаты.

Участок под дом был приобретен у города в 1878 году. Строительство началось в 1880 году. Сычев хотел успеть закончить дом к рождению младшего сына Михаила. Впрочем, по архивным данным окончательное строительство закончилось в 1910 году. Улица Успенская (Советская) это парад купеческих особняков в стиле эклектики. Дом Сычева в этом смысле ничем от других не отличается. Кирпичное оштукатуренное здание, по форме почти квадратное. Главный фасад украшен сложным декором с криволинейными филенками. В обрамлении окон присутствует лепнина. Смотрится очень красиво.

А вот дворовые фасады гораздо скромнее. Нет никакого упоминания о саде. Глядя на внутренний дворик, понимаешь, что едва ли он там был.

Проект здания был взят в строй-отделении Томского губернского управления. Существовали тогда такие каталоги городской застройки. Сычевы появились на Алтае вместе с крупнейшими предпринимателями Алтайского края Морозовыми. Они были родом из одной деревни, и кроме того являлись родственниками. Деревня называлась Красная Грива Ковровского уезда. Сейчас это Владимирская область Кавровский район. Еще до отмены крепостного права крестьяне этой деревни занимались « офенским» предпринимательством. Они наживали на нем состояния, выкупались у помещиков, и открывали свое дело. Офеня- это мелочная торговля в разнос по городам и деревням, а особенно ярмаркам. Торговали обычно книгами, картинами, галантереей, товарами народного промысла. Особенно таким предпринимательством славилась именно Владимирская губерния, она стала центром такой торговли.

Крестьяне записывались в мещане или купечество и уезжали из своих мест, как правило, на окраину Российской империи, например на Алтай. Вот таким образом Морозовы и Сычевы оказались в Бийске. Собственно, с Морозовыми уехала семья Анисима Савельевича Сычева, а Михаил приходился ему братом, и оказался в Бийске позже. Когда глава семьи Морозовых умер, дела приняла его жена Елена Григорьевна Морозова. Женщина она была безграмотная и бездетная, а состояние осталось огромное. Им надо было управлять. А Елена Григорьевна, представляете, документы различала по цвету и структуре бумаги. Вот она и привлекла к делу своих родственников Сычевых. Михаил Савельевич стал управляющим кожевенного завода. Это был не какой-нибудь маленький заводик, а предприятие фабричного типа. Для своего времени он был одним из самых технологичных в Западной Сибири. Дела шли успешно, и через какое-то время Михаил Сычев открывает самостоятельное дело. Он торговал пушниной, сельскохозяйственным сырьем, галантереей и т.д., строил магазины, занимался благотворительностью. Бийские купцы свои магазины называли не иначе как « пассажами» на « хранцузский» манер- важничали. Сычев был человеком набожным, давал деньги на строительство и содержание церквей. Был он полуграмотным, но считал своим долгом жертвовать в первую очередь на образование. Был почетным блюстителем Форштадского училища, почетным смотрителем Пушкинского трехклассного училища, попечитель Заречных церковно- приходских школ, женской гимназии и т.д. Во время русско-японской войны он оборудовал вагон-склад Российского красного креста и выдал крупную сумму солдатским женам. Михаил Савельевич был женат два раза. Первая жена Акилина Федоровна оставила свой след в истории тем, что муж в память о ней поставил Успенский собор том , где она этого хотела. Он имел тогда такую возможность, т.к. был городским головой.

Любил, наверное. Насчет в детей в первом браке я ничего не нашла, а вот во втором, от молодой жены родился сын Михаил. Именно к его  рождению и торопился Михаил Савельевич построить большой дом.

Еще когда Михаил младший учился в гимназии, у него обнаружились способности к языкам и точным наукам. Родители очень гордились сыном, и на семейном совете решили его послать в закрытый пансион в Швейцарию. Эту идею поддержала и их богатая родственница Елена Григорьевна Морозова. Она, дабы «племянник» не чувствовал себя ущемленным ( пансион был дорогущий), добавили от себя денег. В 1912 году Михаил Савельевич умирает, но Михаил младший ещё застает отца, он возвращается немного раньше. Возвращается прекрасно образованным и влюбленным в автомобили. Для Бийска автомобиль диковинка, но Михаил сумел убедить отца купить ему авто- первое в городе. Пока старший Сычев был жив, сына на его авто возил шофер. И не то чтобы Михаил Савельевич не доверял сыну, просто заботился и переживал. Все-таки дело-то было не знакомое. А Михаил был просто помешан на машинах, на скорости. И когда старший Сычев умер, то уж тут Михаил Михайлович развернулся, просто слетел с резьбы. А где было собственно в Бийске гоняться? Вот он и носился по главной улице, давя кур, гусей и свиней. Вот что писали Бийские газеты в то время « Раньше в городе одна повозка по улице прогромыхает, и снова тишина и покой. А теперь вон мотор у Миньки Сычева громыхает весь день.» В городе его прозвали «дуропляс», а еще говорили « … ни в мать, ни в отца, ни в другого родственника». Михаил был, конечно, чудаковатым, но не жадный, да и развеселый был, тут уж ничего не скажешь. Многие горожане этим пользовались. Когда Миня гонял по городу, они специально ему под колеса бросали свою живность. Знали, Миня заплатит втридорога. 

Отец, умирая, оставил завещание, по которому Михаил до 27 лет должен был получать проценты с капитала, если, конечно, не жениться. А пока миллионами распоряжалась Елена Григорьевна Морозова. Вот Михаил и решил жениться. Девушку приглядел красивую, тоненькую, с длиной роскошной косой. Соня Хворова была из приличной семьи, очень набожной, но не богатой. Посему предложение Мини было принято безоговорочно. Сыграли пышную свадьбу, и в первую же брачную ночь выяснилось, что Соня не девственница. Вот тебе бабушка и Юрьев день, вот тебе и приличная девушка. В городе правда стали говорить, что мол, этого не может быть, что что-то тут не так, что Михаил с пьяну не разобрался. Сейчас то, хорошо известно, что такое бывает. Гинекологи на эту тему могут тысячи историй рассказать. Но в те времена на мужчин вины по этому поводу никто не перекладывал, и Михаил был уверен- порченая досталась. Его самолюбие не могло с этим смириться, что только он не вытворял. Например, спускал молодую жену на вожжах с третьего этажа, но до земли не добрасывал, а резко подтягивал вверх. Тарзанка, однако! Как Соня это вытерпела, не разбилась- одному богу известно. Или вот ещё, напьется, подгонит свой мотоцикл ( а у него он тоже был), выставит выхлопную трубу к её двери и заводит мотор. Один раз дело дошло до госпитализации. В результате, конечно, молодые разошлись. Михаил Михайлович дал жене отступные 30 тыс. руб. А ещё Михаил Сычев прославился в Бийске тем, что его первого в истории города лишили водительских прав, как сейчас бы сказали за агрессивную езду. Дело было так. На своем мотоцикле Михаил делал кульбиты и по чище, чем на авто. Один раз он гонял по городу , сильно давя на клаксон. И сделал он это под носом у лошадей, запряженных в пролетку. Лошади естественно шуганулись, чуть не перевернув пролетку. А в ней ехал господин полицмейстер в управу. Это и привело к лишению прав. Испугался видно сильно господин полицмейстер. Революцию Михаил Михайлович не принял. Он эмигрировал в Париж. Долгое время работал там таксистом.

Loading