Современный Михайло-Архангельский собор-это новодел. Старый, украшавший город Ейск был полностью уничтожен. Новый собор, как и его исторический предшественник, расположен в самом центре, в парке им. Горького. Парк тоже сравнительно молодой, заложен в 1925 году ейскими комсомольцами.

Для небольшого Ейска в городе много парков, но парк Горького все-таки отличается от остальных. И прежде всего тем, что на его территории стоит Михайло-Архангельский собор. Парк, по сути своей, предназначенный для развлечений, и собор совсем друг другу не мешают, я бы сказала, наоборот дополняют друг друга. Место-то это намоленное, т.к. и старый Михайло-Архангельский собор стоял на этом же месте.

Михайло-Архангельский собор был не первой церковью в городе. Первой была Старопокровская церковь на Греческой улице ( сейчас там расположена школа 5). Интересно, что церковь была построена из большого деревянного корабля, который был куплен по совету князя Голицина ( с деревом в городе был дефицит, леса вокруг Ейска нет). Но уже вскоре после постройки деревянной Старопокровской церкви, встал вопрос о строительстве каменного храма. Собор был заложен в 1859-60 году, а окончательно построен в 1865. Его называли самым величественным сооружением на всем Северном побережье Кубанской губернии. Он и правда выглядел солидно и даже шикарно, еще и потому, что был удачно вписан в ландшафт. Это русские мастера умели- поставить храм так, чтобы его было видно со всех точек города, чтобы он производил впечатление как издалека, так и вблизи. Автором проекта был Григорий Григорьевич Гагарин

Гагарин был сподвижником Воронцова. Он создал проекты для церквей в Кутаисе, Грозном, Боржоми и др. все свои церкви он строил в византийском стиле, т.к. считал, что он более подходит для православных церквей на Кавказе. Проект был одобрен и утвержден тогдашним наместником Кавказа князем А.И. Барятинским.

Вот уж, неординарная личность был князь Александр Иванович. Позволю себе сделать не большое отступление, и расскажу как ему удалось отскочить ( иначе не скажешь) от сватовства самого Императора Николая I. У Николая была «дама сердца» Мария Александровна Столыпина. То ли она поднадоела Императору, то ли еще что, но надумал он свою пассию пристроить. Богатый, знатный и холостой Барятинский показался Николаю подходящей кандидатурой. Барятинскому срочно дают отпуск ( служил на Кавказе), чтобы он мог навестить своих родных в столице и Москве. Но родные князя узнали о планах Императора, и в восторг не пришли. Не обрадовался и Александр Иванович. Позже он скажет « Объедки даже с царского стола не доедаю». Барятинский доехал только до Тулы, там его встретил брат Владимир. Он остался вместе с Александром Ивановичем, который сказался больным. Он отписал матери, мол, заболел, прости и т.д. А когда «выздоровел», а случилось это как раз, когда отпуск закончился, вихрем помчался обратно на Кавказ. Николай был просто взбешен, и послал вслед фельдфебеля с письмом, что коли ты болел, друг дорогой, мы тебе отпуск продляем. Но Барятинский прислал письмо, что он уже на месте, готов приступить к службе и возвращаться считает не целесообразным. Император так сильно разозлился, что все могло плохо кончиться. И мать отписала Александру, приезжай скорее, иначе может случиться беда, мол , то уж тут поделаешь. Александр Иванович, приехав в столицу ( Москву?), сразу же зашел к брату Владимиру. А дело было под Рождество. Он поздравил всех и оставил брату конверт … а это тебе братец, на Рождество, подарок…» и уехал. Когда конверт вскрыли, то оказалось, что Барятинский передал брату все свое движимое и недвижимое имущество, в том числе и Марьинский дворец со всеми его бесчисленными сокровищами.

А себе оставил «100 тыс. руб., уплату долга в 136 тыс. руб. и ежегодную ренту в 7 тыс. руб.» и еще « … по мере надобности кашемировый халат…» Так в одночасье он стал простым служакой с небольшим содержанием, но зато вопрос о женитьбе отпал сам собой. Впрочем и его настоящая женитьба еще та история… Но давайте, вернемся к Михайловскому собору.

Собор, построенный в 1865 году, имел два придела Успения Богоматери и Апостола Иона Богослова. У него было 5 куполов, самый большой колокол, весил 508 пудов. Окон в храме было 56 штук, поэтому он был очень светлым. Строили храм Ейские жители Камышев и Дубенский. Строительный материал поставлялся с местных заводов. Крыша была покрыта железом, а стыки между листами заливались растопленным свинцом. Общая стоимость строительства составила 250 т. руб. серебром. Освещен храм был через 5 лет после строительства, а назван в честь основателя города Михаила Семеновича Воронцова. Храм был построен так добротно и качественно, что через 15 лет после строительства специальная комиссия, обследовавшая его, нашла, что за эти годы не открылось ни одного изъяна, ни одной трещины, своды и арки выведены правильно. Собор стал главным храмом города.

«Душа радуется, сердце восторгается при взгляде на этот храм,»- писал священник собора Тимофей Стефанов. Вот еще одна интереснейшая личность-Тимофей Тимофеевич Стефанов. Он был не просто священником, но и историком, литератором, общественным деятелем. Тимофей Тимофеевич окончил Кавказскую духовную семинарию. Вел исследовательскую работу по истории и культуре Ейска, написал книгу «Город Ейск в историческом и этнографическом отношении». Он вел большую общественную работу, был гласным городской думы, действительным членом Кубанского областного статистического комитета и т.д. Умер в 1899 году, похоронен на городском кладбище. А в 2000 году в Ейском историко-краеведческом музее была учреждена премия имени Стефанова. Вручается она за исследовательские работы по истории Ейска. При соборе была построена церковно- приходская школа на деньги купца Афанасия Болгова. Кстати здание этой школы- это единственное что дошло до наших дней. После революции здание активно использовалось. Вначале там был филиал музея, потом школа, сейчас здание возвращено церкви. Если не ошибаюсь, то это то самое здание.

В 1922 году из собора были изъяты все церковные ценности, повод как и везде- голод Поволжья. Изъятие не обошлось без инцидента. Увидев приближающихся чекистов, епископ Евсей ( позже причисленный к лику святых), стал бить в набат. На площади около собора собралась толпа горожан. Люди пытались защитить церковные ценности. Чекисты вызвали подмогу, столкновения избежать не удалось. Надо сказать, в те не легкие времена руку к осквернению и разрушению церквей приложили не коренные жители Ейска. Чтобы укрепить Советскую власть, в город был направлен отряд кораблей Азовской флотилии. Молодые, революционные моряки, завершившие службу ,заняли в городе ведущие посты в милиции и ЧК. К ним присоединились военнопленные австрийцы, чехи и латыши. Им было, мягко говоря, наплевать и на реликвии, и на святыни Ейска. Они не церемонились в деле ликвидации церквей. Ейск даже стал лидером в их уничтожении. А ведь до революции он считался городом церквей. К началу 20-го века в Ейске насчитывалось 10 православных храмов и 1 кирха. … После столкновения часть прихожан и Евсей были арестованы и осуждены. В 30-е годы собор было решено сломать.

С собора сбросили кресты, а колокольню вовсе разрушили. На крыше бывшего собора устроили смотровую площадку, а по вечерам она превратилась в танцплощадку. На стене собора нарисовали красную пятиконечную звезду, а не далеко от здания поставили памятник Ленину.

Вот когда окончательно разрушили здание собора, сведения разнятся. В одних источниках говорится, что еще до войны, а в других, что здание еще использовалось в войну ( был штаб ПВО) и что окончательно здание разобрали после войны пленные немцы. В 90- годы 20-го столетия был поднят вопрос о строительстве нового Михайло-Архангельского собора на том же месте, где стоял первый собор. Инициатором реконструкции стал архимандрит Серафим. Стройка стала поистине народной. Каждый, кто хотел поучаствовать, помогал, как мог. Что называется, собирали « с миру по нитке». В 1997 году собор был освещен.

Но нужно было еще отвоевать территорию вокруг собора. На это ушло еще 6 лет. Сейчас кроме самого собора здесь же на его территории был построен храм Ксении Петербургской, в которой находится купель и часовня матроны Московской.

А еще чудесный церковный парк. Создать его было мечтой архимандрита Серафима. Территория парка довольно просторна, ухоженная.

Вокруг цветы

прудик с мостиком и водопадом. В прудике плавают лебеди, утки и черепахи

Есть мини зоопарк с павлинами, белочками и т.д.

Говорят, иногда павлинов выпускают, и они свободно гуляют по территории соборного парка. Так что этот парк при церкви является прекрасным дополнением к парку им. Горького.

Loading