« На богатырской ладони Город стоит наш зеленый…»

Улала, Ула-ла-ла-а! Какое певучее название. В нем слышится посвист свежего ветра, цокот копыт и безбрежная синь неба. Улала так когда-то называлось поселение, которое и превратилась, впоследствии, в город Горно-Алтайск. Город расположен в предгорьях Горного Алтая, но горы уже видны, и божественный алтайский дух бродит по его улицам.

Во всяком названии есть свой смысл и своя легенда. … Некогда долина нынешнего Горно-Алтайска была не только плодородна, но и богата редкими металлами, которые, как тогда считалось, продлевали человеческую жизнь и умножали ум. Такое богатство хотели иметь все от царей до простых воинов. И вот однажды одновременно сразу два отряда решили завладеть этими богатствами. Один отряд расположился на горе Тугай

Другой встал на месте горы Комсомольской

Противники уже были готовы напасть друг на друга, но вдруг раздался гром, закачалась земля, полил проливной дождь. Вода заполнила всю долину, и раздался голос: Вы не достойны, владеть эликсиром долголетия! Уходите, откуда пришли…»И в тоже время долина, словно огромная ладонь, разжала свои пальцы, и вода утекла меж ними. Воины закричали: Надо же! Дорога меж пальцев, ула-ла! И с миром разошлись две рати, напевая ула-ла, ула-ла-а! Вот такая легенда. Вообще-то , там где стоит Город Горно-Алтайск, а раньше поселок Улала, течет речушка Улалушка.

Но таков Алтай, у него много легенд. Буквально каждому озеру, горному выступу и даже отдельно, стоящему кедру посвящена своя легенда. Алтайские племена были кочевниками- язычниками. Они почитали духов гор, лесов и рек. И мне кажется, что если бы современный человек не считал бы себя царем природы, а стал бы внимательней относится к природе, как это делали наши далекие предки, то мир бы стал и чище , и красивее.

И стрессов бы стало меньше, и возрастных кризисов тоже. Несколько семей Бийских пчеловодов вместе с новообращенными алтайцами решили обосноваться в долине на берегах рек Майма и Улалушка, близ впадения в Катунь. Места были красивые, окруженные отрогами хребта Иолго.

И удобными, т.к. неподалеку находился Чуйский тракт, который шел из России в Китай и Монголию. До того как они поселились здесь находилось поселение телеутов. Но вот что говорят археологи. Люди, говорят они, в этих местах жили аж 1,5 млн. лет назад. Впрочем, цифры называются разные 150 т.л. до 1,5 млн. лет, судя по найденным орудиям при археологических раскопках. То есть в предгорьях Алтая бегали первобытные люди, выслеживали добычу, устраивали жилища… Нет даже представить невозможно. Ведь и ландшафт тут был, наверняка другой. Но как всегда нашлись и скептики. Они утверждают, что признаков того, что к найденным изделиям были приложены человеческие руки, нет. Вроде как это все природа постаралась. Но Горно-Алтайцам к скептикам не привыкать, и они поместили изображения находок на герб города.

Русские пришли, основали село Улала, и принесли свои традиции, оседлый образ жизни, религию.

7 сентября 1830 года преподобный Макарий ( Глухарев)

крестил в Улале молодого алтайца, которого как первенца назвал Иоаном. Этот день и станет днем рождения Христианской Миссии на Горном Алтае. Возглавил Миссию Макарий в 1830 году. Она была послана для обращения коренного населения в христианскую веру. Поначалу не все шло гладко. Макарий много ездил по селения Горного Алтая. Он знакомился с местными жителями, наречиями и даже местной едой. Ему хотелось стать ближе к коренным жителя Алтая. Место для организации главного стана он выбрал в Улале. Но где-то в мае 1831 года он узнает, что местные жители, боясь, что их будут крестить насильно, решили откочевать в Кузнецкий округ. Чтобы разрядить обстановку, Макарий уезжает в Майму. И уже оттуда постепенно миссионеры начинают свою деятельность. Кроме проповедей, они учат алтайских детей грамоте, оказывают медицинскую помощь. Вот таким образом завоевывалось доверие улалинцев, и как результат, большая часть населения к 1834 году приняла крещение. После этого Макарий переехал в Улалу окончательно.

В поселение потянулись купцы, в основном из Бийска. Некоторые дома купцов сохранились до сих пор, например, ,дом купца Бодунова

Сохранились и байки. В Улале проживал некто Щетинин. Мужик был справный и рукастый. Занимался извозом, держал пасеку, на вершине Калса, около самой высокой скалы. У него был прекрасный сад и водоем, где он разводил форелей. И все бы было хорошо, но вот революция случилась. Вскоре стало ясно, что, такие как Щетинин стали не нужны новой власти, их объявили кулаками и сослали в Нарым. Там они и сгинули. И не стало ни семьи, ни хозяйства с форелями. А то место, где стояла пасека Щетинина до сих пор с уважением называют Щетинин камень. Гражданская война принесла на Алтай голод, разруху и болезни. Многие присоединились к армии Колчака, и тем страшнее было поражение. И потянулись по Чуйскому тракту в Монголию и Китай бывшие колчаковцы. Улала переходила из рук в руки, пока, в конце концов, в поселении не установилась советская власть. Случилось в 19-20 году. В 1928 году населенный пункт был преобразован в город, а название Горно-Алтайск город получил в 1948 году. И вот ведь что интересно, туристы, едущие на Алтай, проскакивают город, не останавливаясь. Проехав много километров, они уже чувствуют приближение отдыха. Их влекут белоснежные пики гор, бурные реки, терпкий запах леса и алтайских трав. А Горно-Алтайск в их маршруте это всего лишь промежуточный пункт.

Loading