Троицкий собор очень выгодно смотрится с Лисьей горы.

Посмотрите, какой пейзаж, просто нереальный. Это, конечно, за счет старого карьера, который находится с западной стороны собора. А вот вблизи красоту и величие собора разглядеть трудно, т.к. расположен он среди промышленных фирм и частного сектора, и так зажат частными и промышленными зданиями, что единственный вход в него выглядит « не по статусу».

Церковь при всей её внешней простате очень элегантна. Выкрашена она в неяркий зеленый цвет с выступающими белыми элементами декора. Золотые купола над темно-зеленой крышей довершают картину. Троицкий собор это образец русско-византийского стиля в церковной архитектуре. Трехглавый, с высокой колокольней посредине и массивными куполами , и не большими главками над алтарем.

Собором эта церковь стала недавно в 2012 году, а вот история её тянется еще с Демидовских времен. По народному преданию первую старообрядческую часовню ( на том самом месте, где сейчас стоит собор) возвел и осветил священноинок Иов в начале 18 века( примерно 1725 г.) Иов был беглым священником, исповедующим раскол, которого гонения забросили на Урал. Иов пользовался большим уважением среди старообрядцев. И когда он умер, его могила стала местом паломничества. А в 1745 году еще один старообрядец Рябинин Андрей Иванович перестроил и расширил её. Рябинин, судя по всему, был очень интересной личностью. Происходил он из богатого и знатного рода Хованских. Хованские, как известно по истории, участвовали в стрелецком бунте, были обвинены в государственной измене. Это, скорее всего и стало истинной причиной ухода этой семьи на Урал. Прожив некоторое время в скитах, он под фамилией Рябинин, появился в Нижнем Тагиле и стал заниматься торговлей. Говорят, что он был лично знаком с Никитой Акинфиевичем Демидовым, и пользовался его уважением. Демидов дал заводской конторе наказ «дел более важных по управлению заводами без его совета не решать» И когда такие дела на заводе появлялись, за Рябининым посылали экипаж. А когда он входил в контору все, наряду с управляющим, кланялись ему в знак уважения. В1779 году в Нижнем Тагиле произошел пожар. Сгорело 250 дворов, пострадала и часовня. И Андрей Рябинин на старом месте построил большую каменную часовню с кельями для женщин послушниц. Он привез из Москвы несколько дорогих икон, в том числе икону Успения Божьей Матери, украшенную дорогими камнями, и установил её в часовне. Эта Троицкая часовня стала «… несокрушимой твердыней и непреоборимым оплотом Нижнетагильского раскола.» Она славилась по всему Уралу своим внутренним благолепием многочисленностью прихожан. Преследования старообрядцев, в общем, не прекращалось никогда, но моменты послабления чередовались с еще большим давлением. В ход шли и уговоры и угрозы. Наконец, была выбрана мягкая схема выхода из старой веры переход в единоверие. Единоверцы подчинялись центральной власти (Синоду), у них были назначенные священники, но они могли справлять свои церковные «требы» по старым книгам, иконам и обрядам. В мае 1829 года в Перми ( а Нижний Тагил был в составе Пермской губернии) была учреждена противораскольническая миссия ( она агитировала за единоверие). Миссионеры встретили в Нижнем Тагиле сильное сопротивление. В 1837 году Урал посетил наследник престола Александр ( впоследствии император Александр II). Старообрядцев строго на строго предупредили, к наследнику не приближаться. Но они все равно сумели пробиться к нему и передать прошение., чтобы им позволили продолжить свои службы в своей часовне, не передавая её единоверческой церкви. Дело взяли на рассмотрение, поручили его В.В. Скрипицину. Вскоре он снова приехал в Нижний Тагил, и объявил старшинам старообрядцев об отказе, т.к. их просьбу посчитали не законной. Все службы должны были совершаться в рамках единоверия.

Давление усиливалось, и некоторые старообрядцы стали переходить в единоверие. Уткин Федор Агафонович сплотил вокруг себя более 50 семей старообрядцев и в апреле 1837 года они приняли решение перейти в единоверие. Федор Уткин был одним из влиятельных людей в старообрядческой общине Нижнего Тагила. Его сын Илья впоследствии станет одним из состоятельных купцов города-завода. Уткины происходили из приписных крестьян староверов. Уткины появились в Нижнем Тагиле еще во времена Никиты Акинфиевича Демидова. Старательный и работящий Федор Уткин скоро попал на заметку приказчика Ф.П. Соловьеву, тоже активнейшему старообрядцу. Однако Ф.П. Соловьев очень чутко чувствовал время, и именно с его подачи Уткин собрал вокруг себя людей для перехода в единоверие. 25 мая сторонники Уткина подают прошение в Нижнетагильское заводоуправление о передаче им часовни. В 1840 году Николай I подписывает разрешение о передаче Троицкой часовни единоверцам. Представительная комиссия в составе управляющего заводами Д.В.Белова, П.Д. Данилова, Ф.И. Швецова, жандармского полковника Жадовского, судьи Соболева, полковника полиции П.Ф. Львова и священника Пырьева И.С., появилась у ворот часовни. Полицейские оцепили её вдоль ограды. Узнав о передачи часовни, раскольники разогнали стражу и поставили свое охранение. Начались беспорядки. Представители официальных лиц пытались уговорить раскольников, убедить их, что сопротивление бесполезно. Данилова вообще слушать не стали, а вот у Швецова дело вроде бы пошло на лад. Но тут кто-то из старообрядцев вспомнил о приказчике Соловьеве, и из часовни стали кричать «… не слушайте Фотейку, через него Федора Петровича с завода изжили и нас обманут». То, что « через него», т.е. через Швецова –это верно. Просто управляющий Нижнетагильскими заводами Любимов воспользовался конфликтом Соловьева и Швецова во время реконструкции Медноруднянского рудника, и наградив Соловьева за долгую службу , его рассчитали. Любимову Соловьев наступил на больную мозоль давно, и он воспользовался моментом. Но, однако, переговоры были сорваны. Тогда Пермский губернатор Огарев срочно посылает с нарочным министру внутренних дел Российской Империи сообщение о том, что творится в Нижним Тагиле, и просит санкцию на применение радикальных мер. Император, когда ему доложили, ответил категорично « Очистить часовню от мятежников, оставив её в распоряжении священника». Пермский губернатор сам поехал в Нижний Тагил, чтобы сообщить с старообрядцам монаршую волю. Однако, все напрасно. И было принято решение начать штурм. Подогнали пожарную машину, и на бунтовщиков стали лить воду. Большую часть людей, таким образом, из часовни вытеснили. Есть версия, что остальные ушли по подземному ходу. Этот подземный ход, который, кстати ,так и не найден, не дает покоя Тагильским исследователям старины. И время от времени возобновляются его поиски, но пока увы…

Когда штурм был завершен, то на часовню был поставлен православный крест. 4 июля 1842 года она стала единоверческой. Но староверы Нижнего Тагила нашли способ сохранить свою веру, культуру и уклад. Они стали открывать нелегальные молельные дома, которые располагались в подвалах частных домов. А на месте часовни началось строительство каменной церкви. Главный Троицкий придел был освещен в 1885 году, а 1886 придел Святого Николая Угодника, в 1887 году придел Рождества Пресвятой Богородицы. В 1894 году все три придела были заменены на новые. Была построена колокольня, кстати, одна из самых высоких в Нижнем Тагиле. Рядом были построены два двухэтажных дома. В одном жил священник и дьякон, в другом располагалась школа.

В 1936 году церковь была закрыта и разграблена.

В годы войны она использовалась под склады и слесарные мастерские. Позже в церкви был устроен гараж. Восстановление церкви началось в 1991 году. Храм был передан Екатеринбургской епархии. На восстановление был направлен отец Александр Хорунжий. В храме работали художники из Екатеринбурга Михаил Оборин и Виталий Игнатьев. Они и выполнили работы по восстановлению иконостасов, их постройку и отделку. В 1993 году были подняты колокола на колокольню, а к лету этого же года на колокольне появился и большой колокол. Первая Божественная литургия состоялась на Пасху 1992 года.

С начала храму был присвоен статус Архиерейского подворья, а в 2012 г. Присвоен статус собора.

Loading