А что такое кремль? Википедия трактует так- центральная часть города, укрепленная крепостной стеной, бойницами и башнями. « Тагильский кремль ничего подобного не имел. Название офисных построек заводоуправления в Нижнем Тагиле как « Тагильский кремль» возникло в конце 19 века, и тогда же этот комплекс зданий был включен в перечень архитектурно- исторических достопримечательностей Урала. Что же так восхищало всех, кто видел эти строения? А Вы, представьте. Урал- огромная территория, от одного населенного пункта до другого километры пути, по дороге покрытой лесами, реками, горными хребтами. И все это по тряской дороге. И вдруг, за каким=нибудь поворотом, лес расступался, путешественник видел вот такую картину

Или такую

Конечно, кроме восхищения такая панорама ничего другого вызвать не могла. Комплекс «Тагильский кремль» рисовали художники, снимали фотографы, его изображение появлялось на различных открытках и «проспектах».

Это его изображение сделано на огромном подносе Нижнетагильскими мастерами. Что же включал в себя этот комплекс? Здание Главного заводоуправления, лабораторный флигель (левый), правый флигель, дом управляющего заводами, здания верхнего и нижнего провиантских складов, и , наконец, Входо-Иерусалимский собор. Что же мы имеем сейчас? Ну, во-первых « Тагильским кремлем» эти здания уже давно никто не называет. Сейчас это музейный комплекс. Сохранен, и находится в приличном состоянии Главный корпус заводоуправления

И левый флигель

Отреставрированы Верхний и Нижний провиантские склады
В жутком состоянии дом управляющего заводами
Навсегда потерян правый флигель, вместо него стоит новодел, построенный в 70-е годы 20-го столетия
Взорван Входо-Иерусалимский собор, вместо него стоит колледж, памятник Ленину на шаре
И крест, который указывает, что собор все-таки был.
Входо-Иерусалимский собор был самой красивой составляющей комплекса.
Он был построен на самом высоком месте, так, чтобы церковь была видна с любого конца поселка.
Построена на деньги Никиты Акинфиевича Демидова. По легенде, эту красивую трехпрестольную церковь, Никита поставил, т.к. хотел загладить перед богом, который долго не давал ему детей, грехи свои. Строительство шло 12 лет. Архитектор этого шедевра точно неизвестен. Но есть 2 версии. Возможно, это был Карл Иванович Бланк, а возможно работал архитектор школы Ухтомского. Церковь представляла собой одноэтажное каменное здание с трехъярусной колокольней высотой 51 метр. Алтарь, купола, кресты и даже некоторые колокола были позолочены. Пол был выложен мраморными и чугунными плитами. В алтаре находились литургийные сосуды и напрестольный крест, отлитые из чистого золота. Их стоимость была не меньше 60 т.р. И Никита Акинфиевич, и все последующие Демидовы старались преумножать красоту церкви, делали дорогие подарки из золота и платины, украшения и уральских самоцветов и т.д. В 1920 году эти все ценности были изъяты, а в1936 году церковь была взорвана. Уничтожение собора, построенного еще в 18 веке, уже в конце 50-х годов было признано советскими историками « чудовищной ошибкой». История со сносом правого флигеля не менее примечательна. Правый флигель это было самое старое здание во всем комплексе. Снесли его в 60-х годах из-за строительства дороги на Гальянку через плотину. Вот эту, наверное
Но уже в 70-е годы было решено строить новое здание, которое как писали местные газеты « должны сделать исторический комплекс заводоуправления более законченным». Архитекторы справились со своей задачей, и до сих пор некоторые горожане и гости города думают, что здание правого флигеля построено в 19 веке.
Со строительством правого флигеля связана одна история. Когда его начали строительство, было обнаружено подземелье. Профессор Архитектурной Академии В.М. Слунин написал «… По всем признакам подземелье появилось в первой половине 18 века, т.е. во время строительства завода. Скорее всего, тут была тюрьма, а из тюрьмы по преданию, выходила подземная галерея к плотине…». Надо сказать, что речь идет о здании, которое стояло рядом с правым флигелем, и судя по демидовским документам , в здании в 18-19 веках действительно располагалось « управа благочиния», т.е. ,по- нашему, что-то между полицейским участком и тюрьмой.
Но вот, что интересно, согласно указа, Екатерины II от 1782 года такой орган могли создавать только в крупных городах, а Нижний Тагил был заводом. Что Демидовым опять была сделана уступка? Или они в очередной раз игнорировали Императорский указ? Да, олигархи, есть олигархи. Им закон не писан во все времена. Из оставшихся строений сейчас самыми старыми считаются провиантские склады, верхний и нижний
Появились они еще в 18 веке и служили «…для хранения и выдачи хлебного жалованья и иных припасов.» Еще с 16 века на Руси было 2 вида жалованья денежное и хлебное. В заводских поселках никаких магазинов не было, они появились значительно позже. И заводчики брали на себя снабжение своих рабочих и продуктами, и другими товарами. Вот для этого и нужны были склады. Они многократно перестраивались и реконструировались. Сейчас в Нижнем- находится фондохранилище музея, а в Верхнем Музей Природы. Во второй половине 18 века на месте 18 века на месте нынешнего Главного правления заводов уже стояло каменное здание.
Здание было темное, тесное и мрачное. Николай Никитич Демидов решает его перестроить. Архитектором становиться «домашний» архитектор Демидовых. Николай Демидов ставит перед ним задачу «… взамен сей убогости и непотребства возвести здание, достойное нашим званиям и славы». Александр Петрович Чеботарев был сыном крепостного в Нижнем Тагиле. Талант его проявился рано, а таких крепостных Николай Демидов не пропускал, и отправил его учиться в Академию художеств в С-Петербурге. Но, получить диплом Чеботарев не смог, т.к. академия не выпускала крепостных архитекторов. Нужна была вольная. А Николай Демидов категорически отказался её дать. Он вообще не любил отпускать от себя талантливых людей, считая, что потратив деньги на их обучение, он должен получить от них и отдачу. Вот такую «отдачу» Демидов получал от Чеботарева много лет. Когда архитектор получил вольную не известно, но в 1837 году он уже числился вольным. После получения указания строить новый «офис» для завода, Чеботарев приступил к проекту. Он был одобрен Демидовым, и началось строительство. Строили долго, но когда перед глазами жителей и гостей завода предстало 2-х этажное здание с мощными 8-колонным дорическим портиком, опирающимся на пандус, это было впечатляюще.
Главное заводское управление перестраивали мало, только в советский период появился на фронтоне герб СССР и надпись Горсовет, а в 50-х над аркой ворот надстройка, в которой размещалась столовая.
Левый флигель, его ещё называли лабораторный построено одновременно с Главным корпусом.
А называть его лабораторным стали после того как в его помещение переехали лабораторные службы завода. Сейчас там краеведческий музей. Создан он был еще в 1840 году. Его созданию предшествовала заводская выставка, организованная к приезду в 1837 году на Тагильские заводы наследника престола Александра II. Тогда же было отдано распоряжение о создании «музеума искусств» при новом заводоуправлении. А в 1840 году «музеум» уже числился в штате завода. В 1891 году члены Правления Нижнетагильских и Луньевских заводов приняли постановление о создании « Горнозаводского музеума Н-Тагильских и Луньевских заводов». Было предписано заводским конторам «… поставлять в музей замечательные образцы окончательных и черновых произведений металлургических продуктов, вновь открытых руд и т.д.». Вы, конечно, обратили внимание, что в этом проекте участвуют так же Луньевские заводы. Луньевский горнозаводской округ Павел Павлович Демидов купил в 1884 году, и история этой покупки, скажу я Вам, очень поучительная. В Луньевский заводской округ входят не только заводы, но и угольные копи.
Вот на эти копи и положил глаз Павел Демидов. Но принадлежали они династии Всеволжских. А Всеволжские вовсе не хотели расставаться с ними. Речь, видимо, идет о братьях Всеволоде Никитиче, Андрее Никитиче Никите Никитиче Всеволжских ( во всяком случае именно они указаны в Википедии как последние владельцы Луньевского горного округа). Павел Павлович Демидов сделал Всеволжским такое предложение. Мол, давайте создадим Товарищество, которое возьмет в аренду копи и заводы, а вы ( Вс-кие) тоже войдете в это товарищество и будете получать не только арендную плату, но и свою долю от прибыли. Со стороны Демидова в Товарищество вошло несколько мелких и малоизвестных промышленников и несколько купцов. Дела у вновь созданного товарищества пошли очень даже хорошо. Всеволжские, надо сказать, ребята были несколько авантюрного склада. Они даже не заметили, что Тагильские пайщики один за другим стали покидать товарищество, продавая свои доли по сходной цене. Догадались, кто их скупил? Но Всеволжским было не до этого, они то и дело участвовали и организовывали какие-то «сомнительные прожекты», погружаясь в долги. А вот деньги в долг брали у П.П. Демидова. Расплачиваться им пришлось своими долями в Товариществе. Таким образом, спустя 6 лет Павел Павлович полностью отжал себе Луньевский заводской округ. А историки еще в один голос заявляют, что он был никудышный хозяйственник! В 1908 году заводовладельцы, т.е. Демидовы, отказались выделять деньги на содержание музея, сказался экономический кризис. Слава богу, рудные образцы не выкинули, они были отправлены на заводские склады. Возрождение музея началось в 1923 году. Бывшие экспонаты пришлось искать по всему Нижнему Тагилу. Музей выглядит на первый взгляд немного провинциально, но это и хорошо. Можно спокойно, без столичной суеты побродить по залам, посмотреть экспозицию, где каждый предмет- это целый пласт истории не только Урала, но всей России.

Loading