Миасс Уральский город, расположенный в самом сердце Уральского хребта. Улочки Миасса змейкой то сбегают круто вниз , то карабкаются вверх, изгибаясь и изворачиваясь, как горные реки вокруг высоких утесов. Новый Миасс — это и широкие улицы, и высотные дома, современные магазины и предприятия, а вот старый город- это то обаяние истории, мимо которого не возможно проехать. Как то воочию представляешь какая тут текла жизнь на рубеже 19-20 века. Жилые купеческие дома, магазины и самый красивый из них особняк Егора Митрофановича Симонова.

Это не просто дом, это целый комплекс строений. Старый дом с мезонином

 

большой двухэтажный дом и одноэтажный флигель между ними.

Весь комплекс домов объединен высокой кирпичной оградой. Во дворе усадьбы было много строений- конюшенный сарай,амбары, золотоплавильня. На территории усадьбы был разбит красивый сад .Дом был немного похож на небольшой дворец. И как рассказали мне в краеведческом музее ( а именно он расположен в особняке сейчас), в старом доме постоянно жила семья Симонова, а вот двухэтажный предназначался для торжественных случаев, приемов, деловых переговоров, встречи большого количества гостей. И это было так не типично для уральских купеческих семейств, что ещё больше родни усадьбу с дворцом. Об этом сходстве говорит и нарядный характер декора дома. Фасад был затерт и окрашен в два цвета- светлый и темно-лиловый. С центрального фасада дом отделан фигурным аттиком на парапете и балконом с кованой решеткой. Парадные двери расположены по бокам фасада. Конечно, от былых роскошных интерьеров в самом доме почти ничего не сталось. Лестничный марш с мраморными ступенями и ажурной решеткой. Роспись потолков новая, но сделана по старым эскизам, камин Кусинского литья, да чучело медведя, которое сейчас стало брендом краеведческого музея

Ну, и как же так случилось, что Симонов Георгий Митрофанович, родившейся в совсем простой семье ( и как я поняла Симоновы были крепостными, приписанными в Миасскому заводу), стал одним из богатейших людей на Урале. Жили они в запрудной части Миасса на Чебаркульскй улице. Как ни странно, Егор получил какое-то образование. Сохранилось письмо , написанное Симоновым. Оно написано четко и ясно, так малограмотные не пишут. Жизнь семьи круто изменилась после реформы 1861 года. Эта реформа привела к тому, что Миасские рудники перешли в частные руки, а хозяева стали поголовно сокращать рабочие места под предлогом реорганизации производства. Многие тогда оказались а улице. Симоновы в том числе. И вот тогда бывшие работники Миасских рудников Симонов Жаров и Семенов решили объединится и ехать искать счастья в Кочкаре ( деревня Кочкарь находится в Пластовском районе). Почему Кочкарь? В ту пору золото на Урале мыли везде и в Миассе, и в Челябинске, но истинным Клондайком тогда был Кочкарь и окружающие его земли. Это было главное золото Южного Урала. Так куда как не туда ехать в поисках птицы счастья. Через три года артель миасских старателей распалась, друзья-товарищи вернулись домой. А вот Симонов остался. Вначале как горный мастер у владельцев золотых приисков князя Кугушева. Поднакопив денег, Симонов выкупил в собственность участок земли. Участок был очень небольшой, а вот золотоносная жила на нем напротив. Он покупает второй участок и снова удача- богатейшая жила. И пошло -поехало. То ли уж он так был удачлив, то ли обладал уникальной интуицией. Но в короткий срок Егор Митрофанович из старателя, каких много, превратился в богатейшего человека нашего края. Видимо, в это время он и покупает этот дом в Миассе у госпожи Чащихиной и перестраивает его, превращая в дворец. В Кочкаре у него тоже был дом, и это не удивительно, ведь первое время он там проводил много времени.

Симонов Георгий Митрофанович был человеком строгих правил, не пил, не курил, был очень набожен. Как только у него появился капитал , он сразу же стал заниматься благотворительностью. Жертвовал деньги на строительство церквей . В Миассе Александро- Невский Храм ( Сейчас его уже нет), Свято-Троицкая церковь и Храм в селе Кочкарь. Он стал почетным смотрителем различных учебных заведений. Участвовал в строительстве низшей ремесленной школы и школы для девочек в Миассе. Он стал потомственным Почетным гражданином Миасса. Это звание так просто не давалось. Нужно было десять лет потрудится на благо города. А в Кочкаре делалось так. Он выбирал самую бедную семью и становился крестным отцом, отслеживая потом дальнейшую судьбу крестника( обучение, средства для начала своего дела, дорогие подарки). В Миассе у Егора Митрофановича был магазин( может не один) .

Дочь Симонова вышла замуж а Миасского нотариуса жила отдельным домом. А вот сын , Василий, в начале жил с семьей в доме родителей, в усадьбе, а когда отец привлек его к своему делу, жил в Кочкаре. Зимой они все же переезжали в Миасс. Собственно, сейчас, если в Кочкаре говорят Симонов, то имеют ввиду именно Василия. И , правда, человеком он был неоднозначным. Благопристойности отца он не унаследовал. Любил и выпить и погулять, а разгулявшись чудил. Но что интересно, байки про Василия просто не сходят с уст местных жителей, но при всех его, далеко не безобидных, художествах, вспоминают его с улыбкой и юмором. Видимо, человеком он был не злым щедрым. Кочкарь во время своего расцвета был местом развеселым. Ниде в окружающих его населенных пункта не было столько кабаков, винных лавок. Тут был свой театр и публичный дом. Как говорится развлечения н любой вкус. В Кочкарь в воскресные дни ехали не только из окрестных населенных пунктов, но и из Троицка и Верхнеуральска, но и из Оренбурга. НЕ из-за публичного дома, конечно. Дело в том, что в Кочкаре был свой пивзавод. И пиво там варили знатное, по старинным баварским рецептам. Слава его гремела далеко а пределами Урала. А Василий в Кочкаре чувствовал себя хозяином и это не могло не сказаться на его поведении. Мог скупить все билеты в театре и смотреть спектакль вместе с кучером в пустом зале. Или вот случай, застрелил тощую лошаденку, которую погонял пьяный старатель и пригрозил, если он и впредь будет так же обращаться с животным, то получит пулю сам. А то еще перебил все горшки на базаре ( ну, не понравились они ему),а торговцам сказал что если они будут торговать таким страшилищем он и всех поубивает.Когда в 1909 году Василий умер, то его повезли хоронить в Миасс на сорока черных лошадях, а вдоль дороге по всему селу разбрасывали горстями золотые монеты. После его смерти жена Василия осталась жить в Кочкаре. А Егор Митрофанович будучи уже больным человеком продал прииски английской компании «Троицк- Голдфилс» и до 17 года жил в Миассе. А когда у него все отобрали уехал в Кочкарь к снохе. Умер он тихо, без помпы, предположительно в 1922 году. Похоронен на старом Кочкарском кладбище. А дома стоят и в Миассе и в Кочкаре. В Миассе в этом здании располагается краеведческий музей, а в Кочкаре детский садик. А напротив стоит Храм Богоявления, в который Симонов вложил не только деньги, но и душу

А в Миассе действует единственно сохранившаяся Свято-Троицкая церковь

Ещё один памятник человеку сумевшему ухватить дачу за хвост. Но как известно, удача просто так не приходит . Её надо заслужить и чаще всего тяжелым и упорным трудом.

Loading