Село Сростки раскинулось на берегу Алтайской красавицы Катуни. Это малая родина Василия Макаровича Шукшина. «… И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песни знакомые с детства, ласковое слово матери врачуют душу…»- писал писатель и кинорежиссёр, вспоминая Сростки.

 

Название села имеет несколько версий. Одна из них, слияние несколько местных заимок в одно большое селение. А есть вот такая, что вроде бы на горе Пикете ( Бекете) в землянке жил беглый каторжник Сростин. На старом, первом ещё сельском кладбище есть его могила, так вроде село незвано по его фамилии. Но самая достоверная, на мой взгляд, версия о слиянии реки Катуни. Там, где располагается село, разные протоки сливаются в одну реку.

Катунь здесь вырывается на волю из могучих объятий гор, разбегаясь на множество проток, прыгает по камням, потом круто сворачивает на запад и через 40 км она сливается с Бией

И рождается новая река Обь. Могучая сибирская река.

Село Сростки образовано в 1804 году, но первое упоминание об этих землях было уже в 1753 году. Полковник де Гаррига писал : « … крестьянин Бийской крепости Иван Казанцев объявил мне данный ему от Кузнецкой воеводской канцелярии указ об отдаче ему на откуп рыбных промыслов вверх по Катуне реке с нижнего устья Шильгинской протоки до Сросток». Предположительно, на месте села стояла заимка. На ней велись рыбные и звериные промыслы. Эти промыслы долго определяли жизнь Сросток, но с годами в селе появились и другие занятия. Например, известен Спиридон Назарович Глебов- он был скотопромышленником. Скупал и продавал скот, в том числе и в Монголию. Имел магазин, содержал паром через Катунь. На его деньги и вклады Сростенского общества в селе была построена церковь. Она была деревянной. В 1930 году она была закрыта, настоятель арестован, а в самой церкви разместили клуб. В 1960 году церковь окончательно разрушили. Сейчас в селе новый храм в честь великомученицы Екатерины. Новенький и нарядный, он стоит ну, прямо как игрушка.

 

По замыслу новый храм должен был стать точной копией старой церкви, только каменный. Если это так, то легко можно представить какой красивый Храм был в деревянном исполнении. Старая церковь находилась напротив Поповского острова, рядом с горой Пикет, т.е. совсем в другом месте. Село было зажиточным. Там был построен маслосыродельный завод, маслозавод, изготовлявший растительное масло. А принадлежал он И.П.Кибикову, сельский кожзавод выделывал шкуры и кожу, шили тулупы. Купцы Г.Г. Глухов, И. Рыбкин, И.Я. Алексеев, И.К.Перехожев сосредоточили всю торговлю в своих руках. Дома некоторых из них до сих пор стоят в селе. 25 июня 1929 года в селе Сростки родился Василий Шукшин. Тогда, конечно, никто не мог подумать, что этот мальчик, по сути, перевернет всю жизнь села. Макар Леонтьевич Шукшин, отец Василия, был совсем юным, когда у него родился сын.

Ему всего 17 лет. Как вспоминала Мария Васильевна, мать Шукшина, Макар, будучи женихом, скрывал свой возраст. Очень боялся, что взрослая девушка ( она была старше на 4 года) откажет ему. На вид он выглядел намного старше, т.к. был развит физически. Когда они поженились, у них был свой дом, хозяйство, корова. И когда в селе стали образовывать колхоз молодой и, видимо, амбициозный ( в хорошем смысле слова) Макар, не захотел в него вступать. Но семью заставили, так сказать, сделали предложение, от которого не смогли отказаться. Макар пошел работать механизатором на молотилке.

 

В 1933 году в возрасте 21 года его арестовали. Тогда НКВД хорошо почистили село. По одним данным было арестовано 116 человек, по другим 88. Их вывезли в Барнаул. Макар Леонтьевич ( мальчишка!) сознался, что он состоял «… в контрреволюционной подрывной повстанческой организации в колхозе « Пламя коммунизма». Как эти признания добывались хорошо известно. Всех представителей « повстанческой организации» расстреляли и закопали в безымянной могиле. Мария Васильевна переписала детей и себя на свою девичью фамилию Попова. И , возможно, это их спасло от высылки и дальнейших преследований. И, хотя Шукшин всегда хорошо отзывался об отчиме( Павел Куксин), он никогда не забывал, что сделали с его отцом. Макар Леонтьевич Шукшин был реабилитирован в 1956 году. А вот в 1997 году на ул. Советской в селе поставили Камень Скорби.

Как память , которую невозможно ни притупить, не убить никакими репрессиями. «… родился, учился, работал, был называем Васькой, уехал в Москву, пропал на несколько лет, шли годы, как вдруг выяснилось, что он уже не Васька, а писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР. Неожиданная метаморфоза с Васькой так поразила односельчан, что родное село Шукшина ещё в 70-е годы охватила эпидемия, которая продолжается и сейчас. Её можно назвать Шукшиноманией»- так писал один из известных советских литераторов. Он же с улыбкой замечает, что сельчан поразило, что Василий стал знаменит « … как они считали, ни за что… описывал то, что все и так хорошо знают. Какое же это искусство. У нас так каждый может.» Шукшиномания- это верно. Так это же здорово, что сельчанам дорого все, что связано с именем Шукшина. И что Сростки теперь знают не только у нас в России, как Пушкинское Михайловское или как Есенинское Константиново.

В селе организован музей- заповедник В.М.Шукшина. Это дом матери

 

Который Василий Макарович купил на гонорар за роман «Любавины», школа где учился

А позже и работал Шукшин, дом, где прошли детские и школьные годы( дом принадлежал Павлу Николаевичу Куксину и это реконструкция)

Музей

Все ухожено, вокруг цветы, а на местном базаре

Вам предложат и местные товары ( чай, мед и т.д.) и сувениры. Я разговорилась с одним торговцем, так он с таким воодушевлением начал мне рассказывать о местных достопримечательностях, что , честное слово, за державу было приятно. Ведь по возрасту, он Шукшина и в глаза не видел. «Трудно сказать- писал Шукшин,- но как скажут Алтай, так и вздрогнешь, сердце лизнет до боли, мгновенное и горячее чувство…». Это горячее чувство не осталось безответным.

 

Loading