Честно говоря, гуляя по ул. Пушкина (Пушкинской) , я подумала, что два дома 90 и 92 принадлежали одному человеку. Оба дома достаточно гармонично смотрятся, и на данный момент действительно принадлежат одному хозяину, а именно Институту глазных болезней.

Но до революции эти дома принадлежали разным владельцам. Меня заинтересовал дом 90, принадлежащий И.Ф.Базилевскому. Дом при всей своей яркости лишен вычурности и выдержан в строгом классическом стиле. И только центральная часть здания выделяется большими арочными окнами на 2-м этаже и сдержанной лепниной. Про такие дома говорят- дом с достоинством.

А вот ворота, соединяющие дома 90 и 92 наоборот обильно украшены коваными кружевами.

Но это не вносит никакого диссонанса, наоборот придает изюминку. Ну, кто же хозяин этого замечательного дома? Он хорошо известен. Это Иван Федорович Базилевский, золотопромышленник, купец дворянского происхождения, владелец многочисленных земельных угодий в Уфимской губернии.

А вот архитектор дома, к сожалению не известен, да и, точная дата постройки дома тоже. Иван Федорович был из семьи потомственных священников. Его дед, тоже Иван служил священником в Залаирской крепости. Она находилась по Оренбургской укрепленной линии на реке Крепостной Залаир

Сейчас это деревня Крепостной Залаир Баймакского района. Кстати, тогда в 1770 году фамилия Ивана была Шишков. Базилевским стал его сын Федор. Он в 1793 году был рукоположен в диаконы Покровской церкви в Стерлитамаке. При этом владыка приказал новопосталенному диакону впредь именоваться Базилевским( чем ему Шишков не понравился?), с 1811 года Базилевский уже диакон Богородицкой церкви, а в 1835 году пожалован в дворянство. Во старое фото Стерлитамака, но что за храм на нем- не знаю.

Умер Федор Иванович Базилевский в станице Бородинской ( сейчас Бородиновка Варненского района Челябинской области). А дело было так. В Бородиновке тогда не было ни прихода, ни церкви. Она была новозаселенной. Приехали переселенцы на новое место кто по нужде, кто по своей охоте, а тут эпидемия холеры. И чтобы люди не разбежались, атаман Дмитрий Медянов, лично знакомый с Ф. Базилевским, пригласил его людей успокоить. И тот, видимо, заразился, холера в те времена было дело не шуточное, и умер. Похоронен он был в самом центре села. Много позже, когда в Бородиновке построили каменную церковь, захоронение оказалось в ограде церкви. Не скажу точно, но вроде, ничего не сохранилось, ни могилы, ни самой церкви. Иван Федорович Базилевский не пошел по стопам отца и деда, хотя духовное образование получил. В юности он занимал не очень большие чиновничьи должности, был губернским секретарем. В 1819 году вступил в С-Петербурге в масонскую ложу. Примерно в 1821 году уехал из столицы в Оренбург, где тоже в начале звезд не хватал… но перешел в купечество и занялся винным откупом в Томске. Как его туда занесло- не понятно. Еще начал торговать пушниной- дела пошли. Когда капитал начал увеличиваться, занялся еще и золотишком. У него было 2 прииска на севере Енисейской губернии, а в 1861 году организованная Базилевским экспедиция открыла золотую жилу у ручья Верного. Так же он имел 30 паев на приисках Ольгинский и Отрадный. Все прииски были расположены в Восточной Сибири. Многие пишут, что у Ивана были прииски в Башкирии, но они, скорее всего, принадлежали его брату Виктору. На всех Сибирских приисках Иван Базилевский добывал до 60 пудов золота в год. На прииске счастливый он построил золотоизвлекательную фабрику. Иван Федорович слыл рачительным хозяином в своих помещичьих имениях. А у него их было ни много ни мало 15 штук в Уфимском и Белебеевском уездах. И крепостных крестьян за ним числилось 1000 человек. И одно из них было в той же Миловке, что и у лесопромышленника Чижова. Что-то смотрю, очень нравилась Миловка уфимским богатеям. А почему бы ей и не стать такой популярной, для этого были все основания. Расположена она была рядом с городом, легко доехать, природа как в сказке. Насчет «легко доехать», объясню. До 1854 года до Миловки было действительно, легко добраться. Ехать надо было по современной ул. Пушкина, потом по длинному полуострову, который назывался Нижегородье ,и прямиком к Миловке. Но в 1854 году река Белая разлилась и отрезала от полуострова кусочек. Образовался остров, который сейчас почему-то называется Козорез. А ведь до революции у него было очень оптимистичное название Остров веселости. В Миловке у Базилевского была жилая усадьба, куда семья приезжала на лето, как на дачу

В остальных помещичьих имениях были только большие хозяйственный комплексы. Семья у Ивана Федоровича была большой. Жена Варвара Петровна в девичестве Ознобишина. Ознобишины древний дворянский род, происходивший, как гласит предание ,от польского выходца Филиппа Ознобиши, приехавшего в Москву в 1423 году. Родной брат Варвары Петровны, Дмитрий был писателем, фольклористом. Вот фото Дмитрия Ознобишина и Ивана Базилевского

Дмитрий написал стихотворение «Чудная бандура». Название едва ли что-то напомнит большинству читателей. Но именно оно было положено в основу песни «По Дону гуляет казак молодой». А я была уверена, что она народная… Детей у Базилевских родилось 10 человек. Может и больше, но выжило точно десять. Вот фото уже взрослых дочерей.

Иван Федорович, как человек богатый участвовал во многих благотворительных обществах. Жертвовал деньги на строительство сельских школ, церквей, содержание бедных, инвалидов, сирот и престарелых. Всего не перечислишь, но вот некоторые из его деяний. Дал деньги на переиздание книги «Топография Оренбургской губернии» Петра Рычкова. Передал городу свое здание в Уфе для открытия Оренбургского первого разряда училища для девочек. Впоследствии, это учебное заведение стало называться Уфимская Мариинская женская гимназия.

 

В 1875 году в Софьином саду г. Уфы появился новый театр. Иван Федорович построил его взамен сгоревшего. А в 1890 году в нем выступал наш непревзойденный бас Федор Шаляпин. Он приехал в город в составе группы Семенова –Самарского. Сейчас бы сказали «делал чес по стране». Еще в 1867 году И. Базилевский приобрел пароход «Манатура» и открыл еженедельное пассажирское сообщение между Уфой и Набережными Челнами. Деяния Базилевского не остались не замеченными в городе. Городская Дума назвала одну из улиц города Базилевской- это начальный участок улицы Ленина до Пушкинской. Когда точно Базилевский переехал в Петербург окончательно- не скажу, примерно в это же время в конце 19 века. Уже в 1860 году он стал попечителем Александра-Мариинского приюта для бедных и сирот. Приют был основан Императорской семьей, но в 1876 году уже на средства Базилевского взамен первоначально-построенного деревянного дома, было построено 2-х этажное каменное здание. Архитектором постройки стал С.Харламов.

 

А на месте старого деревянного здания был разбит сад. Базилевский фактически содержал приют на свои деньги. После смерти Ивана Федоровича содержание приюта взял на себя его сын Федор. Приют закрыт после 1917 года. Скончался Иван Федорович Базилевский в 1878 году и похоронен на Николаевском кладбище Александро-Невской лавры. А особняк в Уфе в начале 20-го века приобрел нотариус Николай Боголюбов.

 

Loading