Усадьба находится на улице Советской. Думаю, все кунгурцы прекрасно её знают, т.к. именно в ней расположены администрация города и Кунгурская городская дума. Административным этот красивый дом стал еще до революции, да и при советской власти, начиная с 1917 года здесь располагались Комитет РСДРП (б) и горисполком.

Как пишут местные краеведы, дом Дубининых самая большая купеческая усадьба в Кунгуре. Она расположена на высоком берегу красавицы Сылвы. Тут же как раз напротив особняка есть смотровая площадка с которой открывается потрясающий вид на город. В этом я убедилась сама, вот посмотрите.

 

Дубинины появились в Кунгуре в 1839 году. Приехала семья из г. Вязники Владимирской губернии. В 19 веке Вязники считались «льняной» столицей. Там вырабатывались льняная пряжа, полотна и пеньковый канат. До сих пор в городе сохранился особняк льняных королей-Демидовых. Вязниковские Демидовы к нашим уральским горнозаводчикам никакого отношения не имеют- просто однофамильцы. Вот фото современных Вязников.

А это особняк Демидовых.

Яков Яковлевич Дубинин когда с семьей приехал в Кунгур, наверняка, уже знал чем будет заниматься на Урале, конечно же текстильной мануфактурой. Надо сказать, освоился он очень быстро. В 1839 он приезжает в город, а уже в 1840 избран гласным государственной городской Думы. Это наводит на мысль, что Дубинины ехали не на пустое место. К средине 1860-х годов Я.Я. Дубинину принадлежал 2-х этажный дом с хоз. постройками на углу Благовещенской (сейчас Советская) и Сылвенской  (сейчас Ситникова). Умер Яков Яковлевич в 1865 году от старости и все свое имущество и бизнес оставил сыну Ефиму Яковлевичу.

Ефим Яковлевич капитал отца приумножил ( у него было несколько лавок в гостином дворе), да и владения свои расширил, приобретя соседнюю усадьбу на Никольской улице. Он избирался гласным городской Думы, занимал и другие общественные должности. Все правильно, имеешь вес в обществе , имеешь капитал, занимайся благотворительностью, улучшением жизни горожан, благоустройством- так было принято. Еще его отец, Яков Яковлевич пожертвовал на храм Тихвинской Иконы Божьей Матери сумму 1875 руб.

Не отставал и Ефим, он пожертвовал деньги на строительство церкви в Иоано-Предтеченском монастыре, а на колокольню выделила из своих средств его жена 2000 руб.

Реконструкцию своей усадьбы Дубинин начал в первой половине 1880-х годов. Он снес все старые постройки и возвел особняк, который мы сейчас с удовольствием и наблюдаем. А наблюдаем мы 2-х этажный дом с мезонином, флигелем для прислуги, были конюшни и кладовые. Внутри этого замкнутого четырехугольника находился парадный двор, а по другую сторону конюшни ( подальше от господских глаз) был еще один вход-въезд. Это был чисто хозяйственный въезд, через который на подводах подвозили товары. На углу здания, который смотрит на церковь была лавка с отдельным входом ( сейчас дверной проем заложен).

Внутри дом обогревался голландскими печами с системой тепловых каналов внутри стен. Кунгур не Сочи-зимы тут бывают свирепые, дома надо было обогревать серьезно, поэтому еще и камины имелись. По словам историков-краеведов, камин, который стоял в хозяйском кабинете, Ефим Яковлевич топил сам. Неспешно помешивая угли, задумчиво смотрел на огонь. О чем думал, о чем грустил? Вероятно, о единственном сыне, Александре. Не зря беспокоился Ефим Яковлевич, была у его сына одна страсть- игра в карты. Так и проиграл Александр Ефимович родовой особняк. И он перешел в руки Грибушиных. В доме с такой любовью выстроенным Ефимом Яковлевичем Дубининым поселился Сергей Михайлович Грибушин. 

Он был сыном известного кунгурского купца Михаила Грибушина, который создал собственный бизнес по торговле чаем и сахаром. Торговые конторы были открыты в Китае, Индии и на Цейлоне, а также в Перми,Уфе,Челябинске и т.д. Сергей Михайлович входил в Торговый дом «М.И. Грибушин наследники» Собственно Сергей Михайлович занимался всеми делами этого Торгового дома. В начале 20-го века Грибушин переехал в Пермь для расширения торговли. А особняк продал Кунгурскому земству за 30 т.р.. Так в особняке поселилась Земская управа. Дальнейшую судьбу особняка Вы знаете.

 

 

 

Loading