В 1797 году княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская

купила у Нарышкиных небольшой дом на Невском проспекте ( угол Невского проспекта и Набережной реки Фонтанки). Вместо небольшого Нарышкинского дома был построен ( арх. Демерцов) большой 3-х этажный дворец в классическом стиле. Как сказано в Википедии, его облик сохранился на рисунке М.Н. Воробьева. Этот рисунок я не смогла найти, но вот есть рисунок Садовникова угол Невского и Фонтанки- очень похоже, что дом на этом рисунке и есть дворец , построенный Белосельскими-Белозерскими.

 

Анна Григорьевна ( в девичестве Козицкая) вышла замуж за князя Белосельского-Белозерского

будучи очень богатой невестой. Она была наследницей огромного состояния своего деда уральского промышленника С.Мясникова ( заводы в Усть-Катаве, Катав-Ивановске, Юрюзани). Надо сказать, что князь на момент своей женитьбы был практически разорен. Он умер в 1809 году в том самом доме на Невском проспекте. Анна Григорьевна надолго пережила своего мужа и умерла в феврале 1846 года. Наследником стал Эспер Александрович Белосельский-Белозерский, русский генерал.

Он посчитал, что дом надо бы перестроить, сделать более статусным. Но летом того же 1846 года он умер от тифа, заразившись во время ревизионной поездки в лазарет Николаевской железной дороги. Строительство дворца тогда было на стадии фундамента.

Эспер Александрович был женат на одной из первых красавиц фрейлине Елене Павловне Бибиковой ( падчерице графа Бенкердорфа).

Надо сказать, что Елена Павловна не долго горевала по Эсперу Александровичу и вскоре в 1847 году вышла замуж за красавца Василия Кочубея.

Но уже в 1850 году Кочубей умирает от туберкулеза. Прямо какая-то черная вдова , получается. Овдовев второй раз в 38 лет и будучи еще красивой женщиной, замуж Елена Павловна больше не выходила. А может женихи шарахались? Слухи наверняка поползли нехорошие. Елена Павловна посвятила себя воспитанию детей и придворной службе.

дворец, несмотря на эти скоропостижные смерти, был все-таки достроен.

Елена Павловна использовала его для приемов и балов. Уж очень удачным было его расположение, напротив Аничкова дворца.. А это означало, что на приемах частенько присутствовали царские особы. Балы, которые давали во дворце Белосельских-Белозерских частенько сравнивали с балами в Зимнем дворце. Ну, вот , например, Мария Федоровна жена Александра III готова была танцевать на балах Белосельских-Белозерских без остановки, и Императору приходилось идти на всякие уловки, чтобы уговорить её поехать домой. Обычно он под каким-то  предлогом вызывал к себе музыкантов по одному и давал какое-нибудь поручение. Когда все музыканты были заняты другими делами и играть уже было некому, Мария Федоровна соглашалась покинуть дворец. А вот взгляд на приемы у Белосельских-Белозерских графа С.Д. Шереметьева «…Здесь я был на знаменитом костюмированном бале, на котором был двор и все общество. Это был один из лучших домов Петербурга, на нем, как и на самой хозяйке лежала печать безличности. Это был салон космополитический, где не было слышно русского звука, где не было отдаленного намека на что-то русское, не деланное, не разученное, не вычитанное у иностранцев. Хозяйка дома, почти уже маститая, еще не уклонялась от роли поглотительницы сердец, хотя именно сердце здесь было ни причем». Звучит как личная обида, ущемленное мужское самолюбие, не правда ли?

Итак, дворец на Невском проспекте считался самым светским местом. Так было всегда, так было и тогда когда во дворце поселился Константин Эсперович Белосельский-Белозерский со своей супругой Надеждой Дмитриевной (урожденной Скобелевой). Константину Эсперовичу в наследство достался не только дворец, но и уральские заводы. Считается, что Константин Эсперович заводами владел очень не эффективно и поэтому в 1903 году обратился с просьбой к Николаю II установить над ними опекунское управление. Что касается дворца на Невском проспекте, то он был продан государству еще при Александре III. В 1884 году Александр III дарит дворец своему брату Сергею Александровичу по случаю свадьбы с Елизаветой Гессен-Даршмштадской, в дальнейшем Елизаветой Федоровной.

Дальнейшая судьба дворца не связана с фамилией Белосельских-Белозерских. В 1917 году дворец был национализирован. Все произведения искусства были перевезены в Эрмитаж. А в стенах дворца располагались различные партийные органы-от комитета комсомола до райкома партии.

Во время блокады дворец был разрушен артобстрелом. Восстановили его в 1954 году.

Сейчас в стенах этого великолепного здания располагается Культурный центр, устраиваются выставки, концерты, часть помещений сдается в аренду.

 

 

Loading