Дворец на Набережной Фонтанки еще называют Фонтанный дом. Ну, тут и объяснять не надо-река Фонтанка-Фонтанный дом. Такое название дом получил не сразу, где-то в конце 18-го века, а вот владения Шереметевых на этом самом месте появились значительно раньше,т.к. можно сказать, что дворец практически ровесник С-Петербурга. Участок земли на Фонтанке был подарен ПетромI фельдмаршалу (первому в России) Борису Петровичу Шереметеву.

С именем Шереметева связано не мало героических страниц времен Петра I, несмотря на о, что его взгляды не совпадали с позицией царя и его молодого окружения на реформы в России. Он, Шереметев казался всем реформатором человеком из прошлого. А вот с его отцом Борисом Васильевичем по прозвищу Большой была совсем другая история Он еще в 1666-68 гг. брил бороду и носил польское платье. Тогда это был нонсенс , но его не трогала из-за полководческих дарований.

Борис Петрович Шереметев был человеком образованным. Говорил по польски и по латыне, много читал, собрал большую библиотеку. Военная карьера будущего фельдмаршала началась еще в царствование Федора Алексеевича. При правительнице Софье Борис Петрович возглавил дипломатическую миссию о заключении мира между Россией и Речью Посполитой. И надо сказать, весьма успешно. И быть бы ему дипломатом, но к власти пришел Петр I, и у Бориса Петровича опять началась военная карьера. Надо отметить, что в самом начале все складывалось не просто из-за подозрительности Петра I. Он считал Шереметьева человеком старой формации, однако Петру был нужен его опыт. С началом Северной войны имя Шереметева было прочно связано с русской армией. Были поражения, были победы, но главное было то, что российская армия училась воевать по-новому, завоевывать и присоединять новые земли. И генерал-фельдмаршал Щереметев играл в этом одну из главных скрипок. Ну, и потом, а этот факт хорошо известен, благодаря в том числе и Шереметеву, царь Петр встретил свою любимую женщину ( а это было важно после предательства Анны Монс) Марту Сковронскую, ставшую в последствии  императрицей Екатериной I.

Уже за одно это стоило наградить фельдмаршала землями для строительства «хоромного дворового строения». В начале это были деревянные постройки, позже перестроенные в каменные. Имение на Фонтанке считалось загородным ( дача) Городской дворец семьи Шереметевых тогда располагался на Стрелке Васильевского острова. Собственно дворцом строение на Фонтанке стало при  Петре Борисовиче Шереметеве.

Петр Борисович Шереметев рожден во втором браке его отца с Анной Петровной Салтыковой.

Он рос при дворе и был товарищем детских игр Петра II.

По решению Анны Иоановны, Петр Борисович стал камергером императорского двора Анны Леопольдовны

а когда на престол взошла Елизавета Петровна пост этот был оставлен за Шереметевым.

Петр Борисович очень удачно женился. Это тот самый случай когда все совпало и любовь и состояние жены. В Варвару Алексеевну Черкасскую, единственную дочь одного из самых богатых вельмож а России

 

Шереметев был влюблен со времен голубоглазой юности. Девушка отвечала ему взаимностью. Но в судьбу 2-х влюбленных вмешались обстоятельства. Сестра Петра Шереметева, Наталья была замужем за Иваном Долгоруковым, который вместе с Меньшиковым попал в опалу и отправился в ссылку в Березов. Черкасские запретили даже думать о брате опальной Натальи Долгоруковой. » А счастье стало так возможно…» только после смерти Черкасского, спустя 10 лет. А ведь Варвара Алексеевна была уже в летах ( по понятиям того времени), ей исполнилось 30-ть. Но Петру Борисовичу на все пересуды было наплевать, ведь он наконец-то дождался свою «звездочку», да и состояние Шереметева удвоилось. Он стал владельцем 44 имений в 28 губерниях и 140 тыс. душ крепостных. Имея такое состояние, Петр Борисович не утруждал себя службой и за все время составил лишь «Устав о должностях преимуществах обер-камергера». Петр Борисович жил в свое удовольствие, был известен своей любовью к искусству. Обладал лучшим в России театром и оркестром. В своем же хозяйстве он был расчетлив и бережлив. Он определял сколько калачей (булок) положено каждому домочадцу, рассчитывал как получше и повыгоднее перекрыть крышу и какую решетку поставить в питерском доме. Для своих крепостных он устраивал школы для обучения наукам «которые по дому нужны». Однако же при всей своей расчетливости, он прекрасно понимал, что фамильную честь Шереметевых надо поддерживать. И когда было нужно, например во время визита Екатерины II, давал праздники и пиры, поражавшие размахом.

Архитектором строительства дворца на Фонтанке стал Г.Д. Дмитриев. В начале дворец был одноэтажным, но к 1750 году благодаря архитекторам Чевакинскому и Аргунову был надстроен 2-й этаж. Дворец был построен в стиле русского барокко.

В 1767 году скончалась любимая жена Шереметева, а в 1768 накануне своей свадьбы от черной оспы умерла старшая дочь Анна.

Петр Борисович больше не мог оставаться в С-Петербурге, где ему все напоминало о любимых и дорогих его сердцу женщинах. И он переехал в Москву. Усадьбой на Фонтанке владело 5 поколений Шереметевых.

После революции в доме был открыт музей дворянского быта и быта крепостных. Просуществовал музей до 1931 года Прелесть этого музея была в том, что в его основе лежало частное собрание семьи Шереметевых полным и неделимым, но попытка музейных работников сохранить целостность этой коллекции, потерпела крах. Дворец был отдан различным организациям. Интерьеры были фактически уничтожены. Лишь очень не большая часть коллекции попала в Эрмитаж и Русский музей. с 1990 года во дворце разместили музей музыки., он там и по сей день. В основе экспозиции крупнейшее в России собрание инструментов со всего света.

P.S. В южном флигеле дворца находились служебные квартиры сотрудников музейного ведомства. Там в разные годы жила Анна Ахматова. Сейчас в квартире, где она жила, расположен музей Ахматовой.

 

Loading